"Лишними" на сети железных дорог являются 230 тыс. грузовых вагонов. При этом в эксплуатации находятся свыше 250 тыс. грузовых вагонов с продленным сроком службы. Роста спроса на новые грузовые вагоны в ближайшее время не ожидается, ситуация изменится только при условии ускоренного списания старых вагонов. К такому выводу пришли эксперты на VI Общероссийской конференции "Грузоперевозки и логистика на рынке лома".
"На рынке явный дисбаланс между производством новых вагонов и списанием старых. С 2008 по 2014 год мы накопили примерно 230 тыс. вагонов, соответственно парк вырос с 1 до 1,23 млн. Можно сказать, что 230 тыс. грузовых вагонов попросту лишние", - утверждает Михаил Бойко, начальник управления продвижения продукции "Уралвагонзавод". По его мнению, баланса между спросом и предложением невозможно достичь без ускоренного списания отработавших свое вагонов.
"По итогам первого полугодия списано только 46 тыс. вагонов всех видов. Тенденцию по объему списания мы видим на ближайшие два года, когда в сумме будут списаны 250 тыс. вагонов, которые сейчас эксплуатируются. Пик списания придется на 2016-2017 годы, после чего начнется восстановление спроса как на запчасти и комплектующие для нового подвижного состава, так и на сами вагоны", - поделился Бойко.
Максимальный выпуск вагонов был зафиксирован в 2012 году, при этом к концу того же года спрос на них стал постепенно падать. "Сегодня наши производители снижают объемы выпуска вагонов. По итогам первого полугодия российские вагоностроители выпустили чуть более 12 тысяч грузовых вагонов. Это на 60% меньше показателей первого полугодия прошлого года", - замечает Михаил Бойко. Основными причинами стремительного снижения спроса на новые грузовые вагоны стали уменьшение объемов железнодорожных перевозок и несвоевременное списание грузовых вагонов с истекшим сроком службы.
Главную задачу вагоностроители видят в сохранении производственных мощностей на уровне выпуска 35-40 тыс. вагонов в год. Провести утилизацию собственными силами операторы не смогут из-за большого объема затрат и отсутствия необходимых мощностей. При этом вопрос очень срочный. Требуется единое решение и план действий по реализации государственных нормативных актов.
На конференции выступил Евгений Реутов, заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России. По его словам, переизбытка вагонов сегодня нет. "Есть профицит в момент спада перевозок, но в момент пика именно тот парк, который сейчас функционирует, является потребным. А вот по специализированным вагонам ситуация острая, потому что их нет. Ряд вагонов вообще не выпускают - например, для перевозки ракетного топлива. Если эти вагоны утилизировать, то перед нами станет вопрос: в чем осуществлять перевозки", - подчеркнул Евгений Реутов.
Денис Мазурин, директор по развитию бизнеса "РЖД Логистика", рассказал, что нужно развивать комплексные логистические услуги на базе грузоперевозок. "На железной дороге объемы перевозок падают, рынок транспортно-логистических услуг не растет, и такая тенденция будет в ближайшие два года. Именно сейчас небольшие компании начинают задумываться о сокращении издержек не просто в вопросах тарифных и вагонных составляющих, а в вопросах организации логистических процессов на собственных предприятиях", - говорит Денис Мазурин.
Евгений Реутов настаивает на совершенствовании коммерческой инфраструктуры рынка грузовых перевозок. Прежде всего эта система востребована рынком, и интерес к ней участников перевозок достаточно высок. Она позволяет проводить организованные торги, работающие по утвержденным правилам с равным доступом для всех участников.