Однако фильм "Стоп!" высокие фестивали не взяли. Картина "засветилась" лишь в Карловых Варах, и то вне конкурса. Там ее и увидел программный директор фестиваля "Край Света" Алексей Медведев, куда и привез, включив в основную программу. "Стоп!" вряд ли попадет в прокат или на другие отечественные фестивали - это не совсем обычный Ким Ки Дук даже при том, что фильмы режиссера неравномерны. Но зрители из зала почти не уходили, в отличие от критиков, которые по очереди хлопали сиденьями стульев.
Фильм Ким Ки Дука посвящен трагедии на атомной станции в Фукусиме. В картине не раз звучит и слово "Чернобыль" и отсылы к этой катастрофе. Более того, совершенно лобовое название и одна из последних фраз "Чернобыль, Фукусима, что дальше?" настолько отражают направленность картины, что начинаешь подозревать режиссера в создании пропагандисткого ролика по заказу борцов за окружающую среду. На первый взгляд, Ким Ки Дук создал безумную историю в жанре агитки, с элементами чернухи и хоррора, которая опять же достаточно прямо, без художественных приемов, отражает все страхи, связанные с авариями на АЭС.
Какой главный "народный" страх в этом случае? Дети-мутанты! Вот вам и завязка сюжета. Взрыв на Фукусиме, молодые герои - в зоне риска. И девушка Мики, конечно же, беременна. Ее муж маниакально хочет ребенка. Будущая мать - тоже, но понимает, что риск родить мутанта велик, и стремится на аборт. Будущий отец связывает жену пластырем ("ради нашего ребенка!)" и идет искать доказательства того, что все обойдется, в запрещенную зону, куда его почему-то беспрепятственно пускают. Возвращаясь к жене, он даже не снимает одежду, в которой фотографировал беременных зверюшек, и убеждает Мики, что с их младенцем все будет хорошо. Однако внезапно в зоне случается нечто такое, что заставляет молодого фотографа коренным образом изменить мнение. Но по срокам избавиться от ребенка уже невозможно и... муж и жена меняются ролями. Теперь она хочет родить во что бы то ни стало. И он, который связывал любимую, дабы не пустить к врачу, спокойно отпускает ее жить в зону.... Таких несостыковок в фильме настолько много, что примерно с середины действия зритель начинает нервно смеяться. Приехавшая представлять фильм на "Край света" актриса передала послание режиссера - не судить строго и не обращать внимание на несостыковки - бюджет был ограничен, Ким Ки Дук снимал практически на свои. Однако в хорроре и несостыковках ли дело?
За последние годы обозреватель "РГ" посмотрела несколько художественных картин, посвященных Чернобыльской аварии. С претензией на серьезность была лишь одна из них - фильм Александра Миндадзе "В субботу", который почти не выходил за пределы отечественного кино- и фестивального рынка, но на нем был высоко оценен и зрителями, и кинематографистами. Остальные картины можно было бы охарактеризовать словами: сюр, кино абсурда, страшный сон. Тот самый человеческий сон разума, который рождает чудовищ. Потому что серьезно на эту тему снимать уже нельзя. Истинные причины аварий - особенно Чернобыля - узнать невозможно. А человеческий страх, связанный с развитием прогресса и все возрастающим потреблением электроэнергии, должен иметь какие-то выходы. Сериал "Чернобыль", который явил в прошлом телесезоне канал ТНТ (он прошел так успешно, что готовится второй сезон) - это фэнтези с элементами хоррора. Чистый вымысел. Также с массой несостыковок. Но свою главную задачу - рассказать молодому зрителю, что такое Чернобыль и техногенная кастастрофа - он выполнил.
Однако примеры с фильмами "В субботу" и "Чернобыль" взяты из кинематографа отечественного. Но есть еще и документальный фильм прошлого года "Русский дятел", представленный на крупнейшем кинофестивале мира "Санданс" (и получивший там Гран-При в номинации "документальное кино"). Он рассказывает о совершенно невероятной ситуации в Чернобыле и вряд ли будет показан в России. Герой картины - украинский художник. Он экзотичен настолько, что постоянно кажется, что перед тобой забавный персонаж на грани сумасшествия. Зритель, глядя на него и его действия, смеется не менее нервно, чем на фильме Ким Ки Дука. Но также не уходит. И выходит из зала со схожим ощущением: что это было? Потому что после потока новостной информации и телевизионных документальных сюжетов и фильмов - что о Фукусиме, что о Чернобыле, похожий язык в художественном (да и в документальном) кино уже просто не воспринимается.
Значит, надо зрителя разбудить. Всеми возможными способами - плакатом или агиткой, абсурдом или криком. И еще раз напомнить о проблеме. Этим, собственно, и занимается Ким Ки Дук в фильме "Стоп!". Он подставляется, словно нарочно, ведь тогда, обсуждая его творчество, люди будут так или иначе вовлечены в проблему.
…В результате то ли безумия, то ли прозрения, герои фильма "Стоп!" осознают, что все беды - от неразумного потребления электричества. Молодой отец, который хочет, чтобы его ребенок был здоров, борясь с мировым злом, решает обесточить весь Токио. Сцена, когда он со своим напарником пилой перепиливает опору ЛЭП - вершина абсурда. Впечатление на зрителя оказывает непередаваемое. В том числе и потому, что рожающая в этот момент Мики кричит, практически воспроизводя звук пилы.
Ребенок появляется в полной темноте. То ли это - секунда, после которой он увидит мир, то ли это - мир, который он видит? Версии могу быть разные. И самое главное - каким же будет этот ребенок? Ким Ки Дук предлагает совершенно неожиданный вариант, но раскрывать его не станем - вдруг фильм все же покажут в России.