26.08.2015 00:20
    Поделиться

    Потекаев: Слияние больниц улучшит доступность медпомощи для больных

    В стационарах столицы за год оказывают медицинскую помощь почти двум миллионам человек. Что делается для того, чтобы она была более эффективной и качественной, "РГ" рассказал первый заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Николай Потекаев.

    Николай Николаевич, в системе здравоохранения столицы происходит немало изменений. В чем их суть?

    Николай Потекаев: Как известно, в 2011-2013 годах в Москве сформирована трехуровневая система оказания первичной медико-санитарной помощи - с целью повышения качества работы поликлиник. Проводилось слияние 4-5 амбулаторно-поликлинических учреждений в одно юридическое лицо. Теперь у нас функционируют 46 городских поликлиник для взрослых и 40 - для детей, в состав каждой вошло от 3 до 5 филиалов. Таким образом, общее число поликлинических подразделений не только не уменьшилось, а с учетом строительства новых в районах Куркино, Южное Бутово, Лианозово, Печатники, на Окско-Волжском бульваре, в Зеленограде и на территориях Новой Москвы увеличилось. Было также проведено структурное преобразование ключевых специализированных служб - психиатрической, фтизиатрической, наркологической, онкологической, дерматовенерологической, службы медицинской реабилитации: созданы объединения, включающие стационары большой мощности и амбулаторные подразделения. Это позволило существенно сократить административный аппарат этих служб и обеспечить преемственность и этапность в оказании специализированной помощи. С этой же целью связано и присоединение роддомов к больницам. Прежде, когда в роддом поступала беременная женщина с какой-либо патологией и ей экстренно требовалась помощь того или иного специалиста, то ее надо было вначале выписать из роддома, затем перевести в другой стационар и т.д. Все это требовало времени и оформления множества документов. Сейчас подобных бюрократических барьеров нет - роддом в составе многопрофильной клиники привлекает любых консультантов.

    Происходит слияние и ряда больниц. С какой целью?

    Николай Потекаев: Цель - улучшить доступность различных видов медицинской помощи для больных. Больницы малой мощности присоединяются к крупным стационарам, которые оснащены всем современным лабораторным и диагностическим оборудованием, обладают значительным кадровым и научным потенциалом. В результате пациент получает весь спектр медицинских услуг в одном учреждении.

    Но главный критерий любой модернизации все же - результаты лечения. Улучшили ли эти реформы здоровье москвичей?

    Николай Потекаев: Приведу несколько цифр. За последние пять лет средняя продолжительность жизни в столице выросла на 2,6 года и составила 76,7 лет. Уменьшилась смертность: в 2010-м она составляла 10,9 на 1000 населения, а в 2014 году - 9,7. Смертность от туберкулеза снизалась более чем в 2 раза. От болезней системы кровообращения - на 18,3%. Этого показателя удалось достичь благодаря созданию сосудистых центров, оснащенных современным оборудованием, и в первую очередь ангиографами. В 2014 году таких центров было уже 28 - сформирована так называемая "инфарктная сеть". В результате за три года удалось сократить больничную смертность от инфарктов почти на четверть.

    Одновременно с укрупнением больниц шло и сокращение коечного фонда. Не приходится ли больным по-прежнему лежать в коридоре или часами ждать госпитализации в приемном отделении?

    Николай Потекаев: Да, действительно, конечный фонд сократился на 14,3 %. Но за прошлый год на меньшем количестве коек было пролечено на 33 тыс. человек больше, чем в 2013-м. Интенсивная работа койки, наличие современной диагностики на амбулаторном этапе закономерно приводит к уменьшению их числа. Но если раньше коечный фонд жестко "спускал сверху" департамент здравоохранения, то сейчас главный врач вправе менять их объем и профиль в соответствии с потребностями тех или иных видов медицинской помощи. Безусловно, Департамент здравоохранения осуществляет постоянный мониторинг и контроль эффективность стационаров Москвы и коечного фонда в целом.

    Это кажется парадоксом - коек меньше, а пациентов больше. За счет чего?

    Николай Потекаев: Сроки пребывания больного в стационаре сократились благодаря применению более современных технологий лечения, например эндоскопических операций.

    Но значительно сокращен и штат врачей стационаров, что в свое время вызвало большой негативный резонанс. Сейчас ситуация нормализовалась?

    Николай Потекаев: Сокращения или привлечение персонала - сфера компетенции руководителя медицинского учреждения. Если число коек в связи с их эффективностью требует сокращения, то и штат становится соответствующим. Но это не означает, что врачам не предоставляется выбор. В городских поликлиниках очень востребованы врачи-терапевты. Кроме того, были предусмотрены меры социальной поддержки медиков. По решению правительства Москвы сокращенные медработники, помимо выходного пособия, получают от 200 до 500 тыс. руб. в качестве единовременной компенсации. Врачам, решившим пройти переподготовку по другой специальности, на весь период обучения предусмотрена выплата в размере 30 тыс. руб. в месяц.

    Также создан центр "Содействие", где медикам помогают найти работу - в его базе данных более 18 тыс. вакансий, как в Москве, так и в близлежащих регионах. В этом году запланирована переподготовка 4800 врачей по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)". Всем им гарантировано трудоустройство в Москве.

    Теперь врачам приходится работать по жестким стандартам и порядкам оказания помощи, по клиническим рекомендациям. А если человек госпитализирован с одним диагнозом, а у него выявляются еще и другие? Ведь за несоблюдение стандарта страховая компания может наказать больницу.

    Николай Потекаев: Конечно, есть базовый диагноз, по которому пациент получает помощь в стационаре. Но если жизненные показания требуют его перевода в другое отделение или необходимо пригласить к нему консультанта, который скорректирует терапию, вопрос решается именно так, а не с точки зрения, как на это посмотрит страховая компания. Истина остается прежней: мы лечим не болезнь, а больного.

    Сегодня все чаще говорят об импортозамещении - взамен зарубежных больницы будут закупать отечественные препараты. А как врачи и пациенты относятся к этому?

    Николай Потекаев: И у пациентов, и у врачей порой есть приверженность к определенной терапии. Есть и такой взгляд, что оригинальные препараты лучше, чем так называемые дженерики, то есть препараты-копии. Хотя действующее вещество у таких лекарств одно и то же. Безусловно, возможна индивидуальная непереносимость какого-либо препарата конкретного производителя, и у нас на этот случай есть резервные возможности.

    За последние годы огромные средства Москва потратила на закупку современного медицинского оборудования. Все ли оно сегодня работает?

    Николай Потекаев: По программе модернизации закуплено около 69 тыс. единиц медицинского оборудования на общую сумму 46,7 млрд рублей. Полное либо частичное техническое переоснащение прошло в 622 медицинских учреждениях. Ежедневная нагрузка на каждый аппарат соответствует или превышает рекомендованную нагрузку - 20 исследований в сутки на МРТ, 23 - на КТ и 15 - на стационарном ангиографе. Техника круглосуточно работает во всех многопрофильных стационарах.

    Тем не менее в консультативно-диагностических центрах (КДЦ) талоны на МРТ дают на две недели и более. Это означает, что техники все-таки не хватает?

    Николай Потекаев: В столичных КДЦ этой техники сейчас больше, чем, например, в Париже. У нас нет случаев нарушения сроков проведения плановых исследований на КТ, а это не более 20 дней. В экстренных случаях исследование проведут и раньше. В Лондоне КТ ждут до полугода, как и приема "узкого" специалиста.

    Как продвигается информатизация? К электронной записи мы уже почти привыкли. А что дальше?

    Николай Потекаев: В последние несколько лет в амбулаторно-поликлиническом звене создана единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Она позволяет в режиме реального времени увидеть, что в данный момент происходит во всех поликлиниках города, какое количество обратившихся пациентов в течение дня принято, сколько не принято и когда будет осуществлен прием. В прошлом году запущены пилотные проекты информатизации двух крупнейших многопрофильных больниц Москвы - им. Боткина и им. Пирогова. По итогам первой очереди в каждой из них с системой будет работать около тысячи пользователей. Программа лекарственного обеспечения (ЕМИАС ЛО) позволяет собирать заявки лечебных учреждений на лекарства и планировать закупки.

    В последнее время начали развивать паллиативную помощь пациентам, которых невозможно вылечить, но необходимо помочь. Какие планы тут у столицы?

    Николай Потекаев: Главная цель - обеспечить таким пациентам достойное качество жизни и уход за ними. Минздрав России разработал целевые показатели - сколько должно быть открыто таких коек, в том числе и по годам. Москва опережает эти показатели, у нас уже было 8 хосписов, несколько отделений ухода в многопрофильных больницах. Принято решение о создании центра паллиативной медицины - в нем будет пять отделений, 200 коек. Он будет оказывать помощь, готовить специалистов, разрабатывать методические рекомендации.

    Растет ли число жалоб пациентов, на что в основном жалуются? Ведете ли вы личный прием?

    Николай Потекаев: Количество жалоб по сравнению с прошлым годом не изменилось. Основная их часть связана не с качеством оказания медицинской помощи, а с определенными неудобствами пребывания в медицинских организациях, а также с некорректным обращением персонала. Все жалобы детально рассматриваются администрацией учреждений, а также сотрудниками управления департамента по работе с жалобами и обращениями граждан, есть и приемная для граждан по личным вопросам. Хотелось бы, чтобы люди обращались к нам оперативно, тогда многие решения можно найти быстро. Можно записаться и ко мне на прием, как и ко всем моим коллегам.

    Поделиться