Напомним, что с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в налоговой отчетности, нацеленные на повышение прозрачности сделок и борьбу с "обналичкой". В частности, изменилась электронная декларация по уплате НДС: теперь сумму налога необходимо разбивать на части, указывая все сделки и ИНН покупателей и поставщиков. Эта информация аккумулируется на федеральном уровне и позволяет видеть всю цепочку в комплексе, от производителя до конечного потребителя. Когда автоматическая сверка с декларациями контрагентов покажет расхождения, налогоплательщику могут отказать в возмещении НДС. Если же он вообще не предоставит электронную декларацию, дело может дойти до блокировки расчетного счета.
- Автоматизированная система контроля за возмещением НДС (АСК НДС) успешно работала уже с 2013 года. Всем декларациям присваивался определенный уровень риска. Если он был высоким или средним, то документам уделялось особое внимание не только в территориальных инспекциях, где проводятся камеральные проверки, но и в управлении, - пояснили в пресс-службе управления ФНС по Свердловской области. - Ежеквартально в группу риска попадало порядка 10 процентов деклараций. Отобрав сомнительные операции, мы привлекали к сотрудничеству правоохранительные органы, чтобы исключить возможность применения мошеннических схем. После этих процедур в среднем 20-30 процентов налогоплательщиков самостоятельно отказывались от заявленного возмещения из бюджета, сдавали уточненные декларации. Когда внедрили АСК НДС-2 в 2015 году, показатель вырос до 50 процентов.
Основная цель усовершенствованной системы - эффективно вычислять фирмы-однодневки. Особенность нового механизма в том, что налогоплательщик может предъявить к возврату только ту сумму НДС, которая является разницей между налогом, перечисленным поставщикам, и налогом, полученным от покупателей. Не занимаешься реальной хозяйственной деятельностью - это сразу видно по налоговым разрывам в цепочке.
- Автоматизированная система сводит к минимуму влияние человеческого фактора, формирует налоговую историю компаний и помогает отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, - отмечают в ведомстве.
Впрочем, налоговые консультанты считают: полностью исключить человеческий фактор не получится - и со стороны государства, и со стороны бизнеса.
- В ФНС уверяют, что хорошо подготовились к нововведениям технически, однако программа сырая. По работе мне часто приходится общаться с налоговыми инспекторами - многие признаются, что познакомились с системой НДС-2 буквально за день-два до запуска, - комментирует Юлия Домарева, консультант по налоговому аудиту. - У добросовестной фирмы может быть от десятка до нескольких сотен поставщиков, и все они пострадают, если операционистка неверно укажет копейки в декларации или номер счета-фактуры, а такое случается довольно часто при большом документообороте. Машине все равно, серьезное расхождение она обнаружила или описку, ей важен сам факт. Я в качестве эксперимента проводила электронную сверку со своими надежными партнерами в той же программе, что использует ФНС, - и со многими выявила несовпадения. Даже если дело не дойдет до блокировки счета, главбуху все равно придется отвлекаться, писать объяснительные, связываться с контрагентами, которые, возможно, находятся в другом регионе. Это все дополнительные издерж
ки: временные, бумажные, финансовые.
По словам Юлии Домаревой, известные ей предприниматели, имевшие "за пазухой" фирмы-однодневки, в начале 2015 года напряглись, но в итоге к сегодняшнему дню ни один не отказался от использования прежних схем снижения фискальной нагрузки. Получается, заданная цель не достигнута: кто прятался от налогов, так и прячется, а добросовестные компании вынуждены тратиться на установку дополнительного программного обеспечения для сверки данных. IT-рынок уже подсуетился и начал активно предлагать подобные продукты.
- НДС - один из самых важных налогов для пополнения бюджета, логично, что государство заинтересовано в максимизации сборов. В принципе, механизм, предложенный ФНС, может дать эффект, особенно в сегменте ИП и мелких фирм, которые зарегистрировались недавно и имеют небольшие обороты. Более опытные компании, думаю, будут оспаривать отказы в возмещении НДС до последнего, - рассуждает Юлия Домарева. - Судебная практика сегодня такова, что споры по налогу на прибыль обычно завершаются в пользу хозяйствующего субъекта, а вот в спорах по НДС - как повезет: нет четких критериев, что должен был сделать директор компании, чтобы убедиться в надежности партнера. Иногда говорят, мол, надо было лично познакомиться с руководителем фирмы-контрагента, в другом случае - съездить на склад и т.п.
- Руководитель ФНС РФ в одном из своих интервью сказал, что сбор НДС вырос еще в четвертом квартале 2014 года, потому что часть предпринимателей, услышав о новой системе, "одумалась" и начала показывать правдивые данные в декларациях. Давайте смотреть правде в глаза: в конце прошлого года цены подскочили почти в два раза, товарооборот в стоимостном выражении вырос, соответственно, и НДС в рублях заплатили больше, чем обычно, - говорит юрист Сергей Климанов. - То, что налоговая долго не озвучивала результаты по отчетности, связанной с НДС в первом квартале 2015 года, мне тоже кажется странным. Полагаю, количество технических ошибок все-таки велико, и к четвертому кварталу мы получим волну недовольства от бизнеса, которому отказали в возмещении налога.
- Программа НДС-2 сейчас проходит обкатку, недочеты выявляются и устраняются, это нормальный рабочий процесс. Налоговые инспекторы не должны давать консультации по электронной системе, поскольку это ресурс ФНС для контроля за налогом. По статистике, 99 процентов ошибок возникает из-за того, что налогоплательщики неверно заполняют декларации, ошибаются в кодах, нечетко следуют инструкции по заполнению форм. Информация об отчетности за первый квартал была озвучена летом, поскольку срок камеральной налоговой проверки составляет три месяца, - комментируют в пресс-службе свердловского УФНС. - То, что консалтинговые компании нагнетают панику, только мешает развитию электронного документооборота. В ближайшем будущем отношения между ФНС и налогоплательщиками станут выстраиваться преимущественно в электронном виде. Программа НДС-2 - это еще один шаг к автоматизированному налоговому контролю.
Скоро будет понятно, сбудется ли негативный прогноз, тем более что уже сейчас можно констатировать: не все опасения экспертов, звучавшие в начале года, оправдались ("Экономика УрФО" от 23 января 2015). В налоговой службе продолжают стоять на своем: для добросовестных компаний ничего принципиально не меняется, сверка деклараций проводилась и раньше, только вручную. Сами по себе нестыковки в декларациях не влекут отказ в возврате НДС, это всего лишь повод для более тщательной проверки. Прежде всего в зону внимания попадут факты занижения налога для уплаты в бюджет или, наоборот, завышения суммы, подлежащей возмещению.