27.08.2015 00:41
    Поделиться

    Денис Мантуров: Мобильные торговые точки приведут к снижению цен

    Министр Денис Мантуров - о будущем цен на еду в России
    На вопросы "РГ" ответил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

    Денис Валентинович, как чувствуют себя сегодня цены на продукты? Влияет ли на них продуктовое эмбарго?

    Денис Мантуров: Всплеск цен на продтовары в прошлом году связан не столько с эмбарго, сколько с девальвацией рубля - 40% продуктов в рознице импортные. Нельзя также забывать, что в стоимости отечественной пищевой продукции есть импортная составляющая: сырье, производственное оборудование, средства защиты растений, сельхозтехника, семена и так далее.

    С марта, вслед за укреплением рубля, цены на продукты стали уравновешиваться. По некоторым позициям они сегодня уже ниже, чем в марте, - это молочная, мясная, рыбная продукция, крупы. К сожалению, во время активного роста цен мы не раз слышали предложения о введении госрегулирования цен на продукты питания. И им противостояли. Последствия могли быть удручающими: пустые полки, проблемы и у торговых сетей, и у поставщиков. Многие организации могли обанкротиться, а граждане покупали бы дефицит на сером рынке втридорога. Мы уверены, что Россия давно переросла проблему очередей, дефицита и прочих атрибутов советской торговли. И вряд ли кто-то серьезно готов к возвращению той ситуации.

    Россия год живет в режиме продовольственного эмбарго. Как меняется рынок? Что ждет потребителей и производителей продуктов питания?

    Денис Мантуров: Введенные правительством экономические меры обострили проблемы продовольственного рынка. Эти проблемы усилила и валютозависимость наших товаров, которая остро проявилась на фоне курсовой разницы. Но для участников рынка открылись новые возможности, которые нельзя упускать. Огромное значение приобретает расширение всех форм торговли, прежде всего малых. Сельскохозяйственное, продовольственное производство и торговля - лучшие драйверы друг для друга и по снижению цен.

    Когда появятся передвижные автофургоны-магазины, о которых было заявлено в начале года?

    Денис Мантуров: Чтобы новая форма торговли "с колес" заработала полноценно, решено закрепить основы развозной торговли в федеральном законе и, таким образом, гарантировать предпринимателям, что их бизнес не закончится одним административным решением какого-либо муниципалитета.

    Проект такого закона мы подготовили. В нем прописан алгоритм размещения мобильных торговых точек, в том числе напрямую от производителей продукции, - это приведет к сокращению логистических цепочек и снижению розничных цен.

    Осенью мы рассчитываем внести документ в Госдуму. После этого, надеемся, каналы сбыта отечественной продукции ощутимо расширятся, и это заметит вся страна. А производителям продуктов станет заметно легче. В том числе у них появится простой и дешевый канал сбыта, минуя торговые сети, напрямую покупателям.

    Как идет процесс импортозамещения? Потребители полагают, что поменялись только страны-импортеры.

    Денис Мантуров: Импортозамещение для нас - не навязчивая идея. Здесь надо следовать логике здорового прагматизма. Импортозамещение продовольствия в первую очередь направлено на поддержку наших аграриев и фермеров, снабжение населения свежими и качественными продуктами. И сегодня отечественные продукты, в том числе из стран - партнеров Евразийского союза - Белоруссии, Казахстана, активно вытесняют импортные. Этот натиск будет только нарастать.

    А отсутствие некоторых привычных иностранных продуктов на полках магазинов не является политикой, направленной на полное замещение любого импорта отечественными аналогами, и тем более - не попыткой вернуть всех нас в реалии советских времен. Временные ограничения связаны исключительно с реакцией на недружественные действия ряда стран по отношению к России. И мы надеемся, что скоро здравый смысл и интересы экономики и бизнеса возобладают над политическими амбициями руководства некоторых государств.

    Какие расходы понесет казна при уничтожении санкционных продуктов в России?

    Денис Мантуров: Уничтожение санкционных товаров в соответствии с вновь принятыми правилами будет осуществляться ФТС, Россельхознадзором и Роспотребнадзором в пределах выделяемых им бюджетных средств.

    С остальными товарами, прежде всего в легкой и иной промышленности, ситуация гораздо сложнее. Мы сейчас плотно работаем над этой проблематикой. Но прежде всего речь должна идти о максимальном недопущении нелегального и серого ввоза промышленных товаров. Уничтожение внутри страны - это все-таки признание того, что на границе у нас не вполне получается пресечь незаконный ввоз. А это неправильно. Нами рассматриваются варианты утилизации за счет нарушителя, допустившего ввоз товара. В том числе в специально отведенных местах.

    А такие места есть?

    Денис Мантуров: Будут. Создается инфраструктура по утилизации твердых бытовых отходов. Если мы говорим о промышленной продукции или сельхозпродукции - этим вопросом мы только начали заниматься, но заинтересованы решать его очень быстро.

    А каков ваш прогноз ситуации в автопроме, где цены растут, а спрос на автомобили с начала года сократился на 36%?

    Денис Мантуров: Не скажу, что ситуация усложняется именно сейчас. Она осложнилась еще в 2013 году. В 2014 году она ухудшилась, в 2015 году точно не улучшится. Но наша главная задача - поддерживать спрос.

    В этом году автопром уже получил господдержку спроса 20 млрд рублей. Я могу привести пример только одного из результатов: рост объема продаж автобусов в России за первое полугодие - 12,5%. И это благодаря субсидиям, которые получили производители автобусов и техники для ЖКХ на газомоторном топливе. Из федерального бюджета софинансировалось субъектам РФ до 30% объема закупок. Таким образом, производство автобусов увеличилось на 3,7%, а объем продаж - на 12,5%.

    Такая практика продолжится?

    Денис Мантуров: Во второй половине года. В августе правительство, возможно, выделит дополнительно 7 млрд рублей. Таким образом, за счет субсидий мы одновременно поддерживаем предприятия, развиваем переход транспорта на газомоторное топливо и улучшаем экологию.

    По данным Росстата, большинство отраслей промышленности показывают снижение. Есть отрасли, за которые министерство спокойно?

    Денис Мантуров: В судостроении есть рост, в авиастроении. В штуках, возможно, цифры и показывают уменьшение производства, а в продажах - точно больше. Но в целом всем крупным инвестиционным отраслям, продукция которых производится со сроками длительного пользования, требуется господдержка.

    Поделиться