Особого ажиотажа суд по делу Савченко не вызвал. Даже несмотря на то, что заседание впервые прошло в открытом режиме. Вероятно, публику больше интересовал международный кинофестиваль, открывшийся в Ростове как раз накануне громкого процесса. Правда, в отличие от голливудских кинозвезд, живьем на Савченко посмотреть было нельзя. Судья, обвинители и адвокат общались с Надеждой, которая оставалась в СИЗО, в режиме видеосвязи. Летчица говорила на украинском, иногда, не дожидаясь переводчика, переходила на русский.
Внимание представителей СМИ приковала симпатичная девушка в вышиванке - сестра обвиняемой Вера. Она прибыла в сопровождении консула Украины Александра Ковтуна.
Среди аргументов, приводимых защитником в пользу рассмотрения уголовного дела в российской столице, - близость ростовского Донецка к зоне военных действий, контроль границы представителями ДНР и ЛНР, возросший оборот оружия в донском регионе, а также большие судебные издержки на приезд свидетелей.
- 17 свидетелей проживают в Москве, 12 - в Воронеже, группа украинцев - в Луганской области, - уточнил Новиков.
В ответ на это прокурор Кузнецов предложил допросить всех иногородних свидетелей в режиме видеосвязи. Также он отметил, что мать и сестра Савченко не обращались в суд с просьбой о дополнительной охране.
Обжаловать решение суда о рассмотрении дела Савченко в Донецке защита не стала. По словам Ильи Новикова, об этом просила сама Надежда. Она хочет, чтобы уже начали рассматривать дело по существу.
- Мы не удивлены сегодняшним решением, прекрасно понимали, что переносить дело Савченко в Москву никто не будет, - заявил Новиков. - Но есть и положительный результат: мы отыграли примерно месяц на подготовку к судебному заседанию.
По прогнозам адвоката, предварительные слушания могут продолжиться уже на следующей неделе. А основная часть судебного разбирательства состоится в середине сентября.
Напомним, по данным СК РФ, во время военных действий в районе Луганска в июне 2014 года Савченко, узнав координаты расположения группы российских журналистов ВГТРК и других гражданских лиц, передала их украинским войскам. В результате артиллерийских ударов двое журналистов погибли.
Кроме того, украинской военнослужащей вменяется в вину незаконное пересечение границы России и Украины. Если вина Савченко будет доказана, ей грозит до 25 лет лишения свободы.
Тем временем
За время предварительного следствия Савченко написала мемуары, которые назвала "Сильное имя Надежда". Отрывки на украинском языке опубликовал в соцсетях популярный блогер Свирид Опанасович. Некоторые фрагменты уже переведены на русский. В мемуарах Савченко, в частности, рассказывает о том, как она побывала в Ираке.
"Я не стану писать вам об Ираке как о войне. Нигде не было написано, что мы идем на войну. Мы ехали выполнять миротворческую миссию, и, по сути, оно так и было, хотя потом нам всем выдали удостоверение участника боевых действий..." В Ираке Надежду поразило отношение к женщине.
"Физическая работа - это, по менталитету мусульман, дело женское. Поэтому в тринадцать лет они выходят замуж, а в двадцать выглядят на все сорок - пятьдесят. Женщины физически очень сильные и выносливые, а мужчины, напротив, слабые, но бьют женщин, а не наоборот. Но жизнь женщины в Ираке стоит недорого. Чтобы жениться - калым 2500 долларов. И чем моложе девочка и менее образованна (желательно, чтобы даже в школу не ходила), тем она дороже. Старше и умнее - цена сразу падает. Цена мертвой женщины - два барана. Баран тогда стоил 70 долларов. Один раз нашим бэтээром в ДТП была сбита насмерть девочка. Командир заплатил отцу 200 долларов, и инцидент был исчерпан. Если бы сбили мальчика, то была бы кровная месть. Такова разница в цене жизни людей разного пола на Востоке".