К Коргинову пришло, пожалуй, больше всего народу: на "Созвездии" эстрадные танцевальные коллективы представлены широко, ведь это один из основных жанров самодеятельности. Да и педагог - худрук балета "Мираж" - знаком многим по телевизионным проектам "Народный артист", "Танцы без правил" и "Танцуй". Полтора часа ребята старательно повторяли за Александром все движения.
- Не показал и половины того, что планировал. Увлекаюсь, забываю про время! - улыбнулся Коргинов, отдуваясь после тренировки и фотосессии с юными ученицами. - За один урок танцевать не научишь, моя цель - зажечь, мотивировать. Росмолодежь все звала меня на Селигер лекции читать, я возражал: мол, еще не так стар, чтобы сидеть и слайды показывать! Танец тем и ценен, что тут все живое, "фонограмму" не сделаешь.
Хореограф выделил среди учениц хрупкую Эрну Мирзоян из Степанакерта (Нагорный Карабах). Семнадцатилетняя артистка, дошедшая до финала в проекте "Голос Армении", выступает на "Созвездии" вне конкурса, как гость. "Поющая барабанщица" запомнилась всем на церемонии открытия. У девушки прекрасная пластика и координация движений, поэтому из всех занятий с экспертами она выбрала урок Коргинова, которого раньше видела только по ТВ.
- Классно, просто классно! - ликовала Эрна. - Конкурс очень хороший, все талантливые и дружелюбные. Подходят знакомиться, делают комплименты. Я пою с пяти лет, а за барабаны села года три назад. Родители музыканты, папа тоже ударник. И педагог по вокалу сказала, что возьмет меня в группу, если я у него научусь. Папа сначала был резко против - говорил, что это не для слабых девочек. Но потом стал со мной заниматься. После девятого класса я перешла в колледж имени Саят-Нова, учусь на теоретика. Так педагог посоветовала, чтобы под практический опыт базу подвести. Пою в Карабахе на основных праздниках (Новый Год, 9 мая, 1 сентября) и концертах. В прошлом году были гастроли по Европе.
А вот конкурсные выступления малышей Александра Коргинова не впечатлили: квадратное построение и "марши" в красивых костюмах давно устарели.
- Для меня в номинации "Современный танец" ключевое слово "танец". Не красивая одежда или антураж, не спектакль. У детей постарше были вещи, которые меня зацепили. Классно, когда движения соотнесены с музыкой, когда видно, что хореограф их придумал, а не украл наработанные схемы, - пояснил Коргинов. - Сейчас для танца как искусства началась светлая полоса. Наше телевидение наконец-то осознало, что людям интересны не пародисты, а современная хореография, что двигать эту культуру можно и без фриков или элементов реалити-шоу. Это счастье! На Украине уже восемь сезонов "Танцев…" сняли, в Америке 15 - участники и судьи стали известными людьми. Мы живем в танцующей стране. В Европе на соревнованиях "рвем" всех, в прошлом году на престижном конкурсе в Лас-Вегасе впервые за всю историю российская команда заняла третье место! А там уровень мастерства нереальный, люди летают по сцене. И у нас всегда были места в четвертом-пятом десятке.
По мнению Александра Коргинова, те, кто желает стать профессионалом в современном танце, должны владеть самыми разными стилями. И благодаря Интернету возможности для этого есть и в провинции.
- Владеешь модерном - выучи хип-хоп, их гремучая смесь сейчас на пике популярности. Расширяй кругозор - прежде всего, в танце, ну а дальше по желанию. Тут вопрос в том, какую цель человек себе ставит. Я лично считаю, что параллельно надо обязательно получать высшее образование. Любое, чего душа попросит. Это делает тебя более защищенным (в том числе финансово), ты не так трясешься за свое здоровье. Вот у меня четыре операции на правом колене, разорвана крестообразная связка. Надо иметь в активе что-то кроме танца, - добавил Коргинов.
На комплексной подготовке настаивала и худрук детского музыкального театра "Домисолька" Ольга Юдахина. На своем мастер-классе она сообщила, что все участники этого известного ансамбля "проходят" вокал, и хореографию (современную и классическую, степ и хип-хоп), и основы киноискусства.
- Поющие дети не всегда хорошо танцуют, но мы стараемся развивать в них и пластику, и актерскую жилку. Они же потом ходят на кастинги в мюзиклы и театры. Многие выбирают творческие вузы - но и те, кто получает другое образование, продолжают проявлять себя в самодеятельности, - сказала Юдахина. - Если ты очень хочешь стать артистом, ты им станешь. Одна девочка у нас пела средне, но прекрасно танцевала. Благодаря этому попала в один мюзикл, в другой… В третьем она уже руководит танцевальной группой и занята как бэк-вокалистка. Нередко бывает, что ребята с не очень яркими способностями становятся отличными педагогами.
С "народниками" занималась худрук школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева, народная артистка России Гюзель Апанаева. Она показала, с ее слов, азы. Тем не менее, участники мастер-класса - а среди них были и руководители коллективов - признались, что этот урок задал им очень высокую планку.
- Главное для артиста - умение учиться. И у тех, кто пришел ко мне на "Созвездии", отдача потрясающая. Порадовало, что педагоги у ребят грамотные и подкованные. Мне повезло всю жизнь учиться у Моисеева, постоянно расти. И он был для меня непререкаемым авторитетом. Думаю, так же должно быть в любой студии: дети смотрят на руководителя и тянутся, тянутся… - отметила Гюзель Апанаева. - Конечно, тут велика ответственность взрослых. Вспоминая увиденное на фестивале, хочу подчеркнуть: не надо заставлять малышей изображать свадьбу, поцелуи какие-то… Это вызывает отторжение. На сцене надо быть собой. Дети должны танцевать то, что им близко, а не то, что они подсмотрели в гламурном журнале.
Эту позицию поддержала известный специалист по эстрадно-джазовому пению, главный вокальный педагог музыкального проекта "Один в один" на Первом канале Марина Полтева:
- Репертуар должен соответствовать не только техническому уровню солиста (чтобы не было так, что одна нота звучит отлично, а все остальное смазано), но и возрасту. Первым делом надо тексты проверить! Противно же, когда девятилетний ребенок начинает петь на английском, а ты слышишь, что там идет: "Возьми меня! Возьми меня!!" Я понимаю, что многие у нас не знаю иностранных языков, но эта пошлость выливается и на сцену, и на ТВ. Какая тут борьба с педофилией, если маленьким артистам дают такие сексуальные песни. Педагоги не задумываются над этим. Зачем брать Эми Уайнхаус, если есть детская культура? Даже если хочется чего-то западного - пожалуйста, пойте песни из мультфильмов, там вам и Элтон Джон, и Кристина Агилера. Но по содержанию они адекватные.
Кроме того, Полтева призвала коллег не заковывать детей в рамки "академичности":
- Посмотришь на детей-конкурсантов на улице - они же, оказывается, и бегают, и прыгают, и играют! Почему же они на сцену выходят, как пришибленные? Ребенок должен быть ребенком и на сцене, просто он разговаривает со зрителем особым, вокальным языком. Я пою, как живу, живу, как пою. Надо прямо брать с площадки детей, чуть причесать - и на сцену. Выйдет естественно. А то мы их десять лет учим ровненько стоять около рояля, держать спинку. Не надо ее держать! Плечи расправил - и достаточно. А если ты весь зажат, зашит в неудобный костюм и вдобавок поешь вяло, как амеба… К сожалению, у нас нередко бывает так, что ребенок на сцене "деревянный". И как бы хорошо он ни пел, смотреть на это будет неинтересно. Эстрада - это прежде всего энергия, которую ты посылаешь в зал. Я считаю, что работу с вокалистом должен начинать психолог - чтобы выяснить, что ты за человек, и соответственно подобрать репертуар, движения и костюм. А когда у тебя все наносное - получается вранье. И зритель его чувствует. Петь надо так, чтобы никто из зрителей не мог сказать: "Ой, да я лучше могу!"
Создать и вокальный образ помогает работа с телом. Самой Марине Владимировне приходилось брать уроки танца, чтобы петь сальсу.
- Музыканты-то играют сидя, а я, тюлень, хожу ходуном - под конец все мышцы болели! Но иначе нельзя, иначе это не сальса, - объяснила Полтева. - Одна девочка, бывшая теннисистка, пела еле-еле. На корте энергия у нее есть, а тут нет? Я ей ракетку в руки - подбрось звук! Дошло. Звукорежиссер, который уже двести раз с ней записи делал, был в изумлении: "Голос появился!" Певицы могут сидеть на диете, это их дело, но приходить голодными я не разрешаю. Иногда даже бутерброды им привожу. Чтобы извлекать звук, нужны силы. Поел, через полчаса - в студию…
На занятиях Полтева нередко делит студентов на две группы: одни поют, другие решают, в кого бы они вложили деньги как продюсеры, в кого - нет. И здесь важно, чтобы вокалист имел не только харизму, но и знание той сферы, где собирается работать. Одна из учениц Полтевой, Татьяна Щербина, хотела покорить мир фанка. Педагог заставляла ее ходить в эту тусовку каждый день, чтобы стать там своей, понять, что "качает" любителей такой музыки, как они одеваются, как свингуют. Постепенно Таня стала в России фанк-певицей номер один.
Рамазан Селимов, вокалист, артист мюзиклов (Тула):
- Я был на мастер-классе Марины Полтевой, пел там - не академическим голосом, как на конкурсе, а эстрадным. В принципе ничего нового не услышал, но был очень рад познакомиться с таким человеком, как Марина Владимировна. Люблю людей, которые "горят" своим делом!
Сергей Тертычный, худрук студии народного искусства при театре танца "Казаки России" (Липецк):
- На "Созвездие" мы привезли ансамбль "Липецкий казачок" - 24 ребенка. Артистами станут не многие, но главное, что дети оторваны от улицы. Большинство из них, кстати, не приемлет тяжелого рока - может быть, благодаря нашей работе тоже. Мы делаем упор на казачью культуру, стараемся, чтобы ребята ходили в музеи, театры, были разносторонне развиты. Часто бываем в школе-студии при ансамбле имени Игоря Моисеева в Москве, общаемся с Гюзель Махмудовной Апанаевой. На фестивале смотрим выступления конкурентов и вечером обсуждаем с детьми: что хорошо, что плохо и почему. Ведь каждом коллективе есть изюминка, даже в самом непритязательном. И надо уметь ее "подцепить".