Российские терминалы не будут испытывать дефицита углеводородов

Российским портам не грозит дефицит мощностей по перевалке углеводородов и продуктов их переработки. Основные перевалочные терминалы сегодня находятся в собственности крупнейших российских нефтяных компаний, и их развитие соответствует потребностям владельцев.

- Терминалов, которые можно назвать независимыми, немного, среди крупных можно назвать разве что Санкт-Петербургский. Другие относительно невелики по объемам работы, - подчеркнул директор по направлению "Аналитика и логистика" компании "Морстройтехнология" Александр Головизнин. - Поэтому взаимоотношения портовых терминалов и нефтяников складываются "семейные". С мощностями еще могут возникать проблемы, но говорить об их очевидном дефиците сегодня не приходится. Это в 1990-х годах ситуация была критичной - мощностей для перевалки реально не хватало, и это было большой проблемой для нефтяных компаний. Сегодня здесь полный порядок.

Эксперт отметил, что сейчас развитие новых мощностей (Новый порт, Сабетта и т.д.) ориентируется в основном под конкретных новых поставщиков и привязывается к конкретным месторождениям.

По словам гендиректора морского порта Тамань Петра Паринова, сегодня наблюдается тенденция широкого применения современных высокопроизводительных и экологичных технологий при перевалке нефтегазовой продукции как со стороны портовиков, так и грузовладельцев, нефтяных и газовых компаний. При этом сторонам удается добиваться высокого уровня технологической согласованности, что минимизирует прежде всего экологические риски.

- Портовики заинтересованы в постоянном взаимодействии с крупными грузовладельцами - нефтегазовыми компаниями, - подчеркнул Петр Паринов, - поэтому надежным стратегическим инвесторам предоставляются широкие возможности для деятельности в портах. Такая схема работает во всех российских портах, где происходит перевалка нефтегазовых грузов. При этом нефтегазовые компании могут становиться собственниками причалов и терминалов, могут объединять свои инвестиции и активы с портовиками. Здесь выбор делается уже в зависимости от инвестиционных и технологических возможностей сторон, планов по дальнейшему развитию.

Развитие портовых мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов осуществляется в тесном взаимодействии нефтяных компаний с минтрансом и его подведомственными структурами, сообщили "РГ" в ведомстве. И дальнейшее наращивание мощностей планируется благодаря реализации ряда инвестиционных проектов, предусмотренных ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Она предусматривает, в частности, комплексное развитие Мурманского транспортного узла, в составе которого появится комплекс по перевалке нефтепродуктов мощностью до 35 миллионов тонн. Постройка терминала состоится к 2020 году. А по инициативе "Транснефти" планируется создать объекты федеральной собственности спецморнефтепорта Козьмино мощностью 30 миллионов тонн в год. Ожидаемый срок ввода объектов в эксплуатацию - декабрь этого года. Также предусмотрено строительство арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения в Обской губе (ЯНАО) мощностью 8,5 миллиона тонн в год, инициатор проекта - "Газпромнефть". Объекты комплекса планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, выход на проектную мощность намечен на 2020 год.