Своей точкой зрения на то, почему горит тайга и как исправить ситуацию с лесными пожарами, с корреспондентом "РГ" поделился директор департамента надзорной и профилактической деятельности МЧС России генерал-майор внутренней службы Виктор Климкин.
Виктор Иванович, этот год с точки зрения различных ЧП, без сомнения, останется у многих в памяти как год лесных пожаров в Сибири, начавшихся еще в апреле. Почему не удается справиться с огнем?
Виктор Климкин: Наложилось сразу несколько факторов как погодных, так и человеческих. Долгое время во многих районах не было дождей, стоит очень сухое и жаркое лето. При этом часто дуют сильные ветра, раздувающие огонь. Ну и плюс кое-кто из региональных начальников вместо активной работы по тушению пожаров предпочел не отказываться от отпусков и уехал на юг. Из-за этого очаги, которые не купировали на начальной стадии, и разгорелись до масштабных пожаров в Иркутской области и особенно в Бурятии.
И когда же, наконец, их удастся потушить?
Виктор Климкин: Ответить на этот вопрос крайне сложно. Сами посудите, горят сотни тысяч гектаров, по преимуществу в труднодоступных районах. Сейчас в тушении пожаров в Сибири участвует не только МЧС России, но и министерство обороны, органы местного самоуправления, представители лесного хозяйства, добровольцы. Всего около 50 тысяч человек.
Однако, говоря о возможных виновных среди чиновников, тех, кто уехал в отпуск и чья халатность привела к нынешней ситуации, вы не называете имена. Может скажете, кто конкретно виноват?
Виктор Климкин: Я не следователь и не судья, чтобы называть виновных поименно. Но на заседании рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности глава МЧС России Владимир Пучков четко назвал причину происходящего - ситуация с пожарами была, мягко говоря, упущена, ее "прошляпили" и теперь приходится исправлять.
Все пожары в Сибири возникли в зонах ответственности разных ведомств. Но я бы не хотел на кого-то конкретного возлагать ответственность. Сейчас надо как можно быстрее всем миром навалиться и спасти леса. МЧС приложит и прикладывает все силы для этого.
МЧС России только помогает тушить пожары тем, кто за них отвечает по закону. Я правильно понимаю?
Виктор Климкин: Безусловно. Тушение природных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС. Непосредственно силы МЧС России привлекаются для тушения пожаров, которые возникли вблизи населенных пунктов, когда существует угроза жизни и здоровью людей, а также безопасности объектов экономики.
То есть получается, когда пожары только-только начинаются и их легко потушить, лесхозы не справляются. А когда огонь разгорается и подходит к населенным пунктам, картинка с пожаров попадает на телеэкраны и все шишки начинают сыпаться на спасателей. Может стоит поменять систему, и полностью передать МЧС функцию тушения лесных пожаров? Чтобы уж был один ответственный? А то пока лес у семи нянек - без глазу.
Виктор Климкин: В 2006 году был принят новый лесной Кодекс. Есть ряд других нормативных документов и федеральных законов, которые четко регламентируют функции в лесной сфере. Полномочия по охране лесов от пожаров по закону переданы субъектам российской Федерации, органам местного самоуправления. И для этого им передаются субвенции из федерального центра, которые и должны реализовываться ими самостоятельно.
Предоставляемые субвенции распределяются исходя из площади лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов РФ населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РФ.
При этом анализ возникающих пожаров заставляет жестко поставить несколько вопросов: не только о достаточности средств, выделяемых субъектам на эти цели, но и эффективности их расходования.
Каков порядок взаимодействия различных ведомств по тушению лесных пожаров?
Виктор Климкин: Общее руководство тушением лесных и торфяных пожаров возлагается на лесхозы и другие лесохозяйственные органы. Координируют, так скажем, "боевые" действия областные (краевые) или районные чрезвычайные комиссии по борьбе с пожарами.
Кстати, не исключено, что в связи со сложившейся ситуацией потребуется рассмотреть вопрос об усилении лесхозов. Ежегодно до начала пожароопасного периода Минприроды РФ согласовывает порядок взаимодействия всех заинтересованных ведомств. В этом году заключено пятистороннее соглашение между МЧС России, Минобороны России, Минприроды России, Минсельхозом и Рослесхозом. Оно определяет вопросы взаимодействия по предупреждению и ликвидации природных пожаров.
Ситуация с пожарами повторяется из года в год. Насколько возможно спрогнозировать ситуацию, чтобы свести к минимуму ущерб?
Виктор Климкин: Природные или, как их еще называют, ландшафтные пожары прогнозировать возможно. Вопросами прогнозирования чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования МЧС России "Антистихия".
Кроме того, для прогнозирования пожаров созданы специальные программы. Процесс этот сложный, учитывается много факторов. Такие, к примеру, как класс пожарной опасности в лесу, местоположение и площадь участков лесного фонда, данные о рельефе местности, о наличии потенциальных источников огня и о грозовой деятельности в регионе, ретроспективный анализ распределения пожаров во времени и по территориям в среднем за последние 10 лет.
Каковы причины лесных пожаров?
Виктор Климкин: Основными причинами возникновения данных пожаров являются неосторожное обращение с огнём и поджог. Из-за неосторожного обращения с огнём происходит более 70 процентов от общего количества пожаров, порядка 20 процентов - из-за поджогов, около 10 процентов - по другим причинам.
И здесь уже невозможно спрогнозировать, где именно может произойти возгорание. Ведь большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты.
Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Пожары возникают и во время охоты - охотник выстрелил, вылетевший из ружья "пыж" начинает тлеть, поджигая сухую траву.
Поэтому решение, так называемой, лесопожарной проблемы, связано во многом еще и с пропагандой, работой с населением. Каждый человек должен не просто понимать, но и ежеминутно помнить, что беспечность, халатность в быту ли, на работе, на отдыхе может не только стоить чьей-то жизни, но и стать причиной таких природных катастроф, которые впоследствии тоже могут привести к невосполнимым утратам.
Известно, что еще до начала пожароопасного периода уровень готовности всех регионов к пожарам определяют местные комиссии. Это важный показатель в плане профилактики и предупреждения пожаров. Насколько были готовы Бурятия и Иркутская область в начале года?
Виктор Климкин: Да, в феврале-марте этого года были проведены межведомственные проверки готовности субъектов РФ к предстоящему пожароопасному периоду. По результатам, регионов, признанных не готовыми к пожароопасному сезону, не было. Однако степень готовности оказалась разной. Оценку "готов" получили 47 субъектов и "ограниченно готов" - 38 субъектов. Среди них, к примеру, были Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Иркутская область…А вот Бурятия получила оценку "готов".
Но это на бумаге, а на деле?
Виктор Климкин: Если проанализировать выявленные и чаще всего повторяющиеся недостатки, то примерно половина из них требует определенных финансовых средств: создание необходимого количества лесопожарных формирований и их укомплектование работниками, обучение этих работников; оснащение бригад средствами пожаротушения, лесопожарной техникой и спецодеждой.
Другая половина недостатков связана с тем, что не проведены или не завершены работы по противопожарному обустройству лесов.
Что это за работы? Санитарные рубки, очистка мест рубок леса. Это также создание системы противопожарных барьеров в лесу. Необходимо помнить, что значительно уменьшается риск возникновения лесных пожаров, если леса очищаются от сухостоя, если проряжается подлесок, прокладываются просеки, противопожарные разрывы. Обязательное условие - обустройство противопожарных минерализованных полос.
К сожалению, на местах несвоевременно исполняются и первичные меры противопожарного обустройства населенных пунктов, садоводческих объединений и объектов экономики, граничащих с лесными участками. Чтобы уберечь от огня эти объекты главы муниципалитетов должны заблаговременно, как минимум, провести опашку, что во многих случаях не было сделано. Кроме того, у многих на момент проверок оказались не готовы паспорта пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров.
Все эти вопросы в дальнейшем были рассмотрены на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации. О выявленных нарушениях в установленном порядке проинформированы органы прокуратуры. Соответствующий доклад о результатах проверок был направлен и в правительство РФ.
Эффективность тушения пожаров определяется оперативностью их обнаружения. Кто и как сегодня этим занимается?
Виктор Климкин: Наиболее эффективный сегодня способ обнаружения пожаров - космический мониторинг. В настоящий момент мониторинг природных пожаров проводят 8 космических аппаратов дистанционного зондирования земли и 11 станций приема и обработки космической информации, из них: 4 - МЧС России, 6 - Росгидромета, 1 - Рослесхоза. Ежедневно до 4 раз в сутки проводится прием и обработка космической информации по всей территории РФ. Уже через час после приема информация о местонахождении очагов и их характеристиках передается в органы управления МЧС России и заинтересованные территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти всех уровней, а также представителям органов власти муниципальных образований.
По территориям, на которых складывается наиболее сложная обстановка проводится дополнительная съемка с высоким пространственным решением для уточнения параметров обстановки и принятия соответствующих решений. Таким образом, мы можем отслеживать направление и скорость перемещения очагов пожаров.
В настоящее время МЧС России совместно с рядом российских и зарубежных компаний разрабатывает технологии, позволяющие на основе космической съемки и других информационных технологий осуществлять моделирование возникновения и развития ЧС. Это позволит перейти от функции управления в чрезвычайных ситуациях к функции предупреждения, недопущения чрезвычайных ситуаций или максимально смягчать их последствия.
Стоит отметить, что в регионах на пожароопасный период для мониторинга обстановки определяются маршруты наземного патрулирования лесов. Активно проводится авиационное наблюдение с использованием беспилотных летательных аппаратов. Во многих областях ведется видеомониторинг с установкой видеокамер на вышках сотовой связи и наблюдательных вышках, что позволяет на ранней стадии обнаруживать возникающие пожары.
Ежедневно оперативные группы, созданные в муниципальных образованиях, а в их составе представители администраций, собственники земель, сотрудники полиции и местных гарнизонов пожарной охраны, добровольцы и волонтеры, независимо от времени получения сведений о зафиксированных термоточках на территории муниципальных образований, проводили и проводят проверку получаемой информации, выезжая на места возможных возгораний.
Есть ли статистика лесных пожаров?
Виктор Климкин: Такая статистика ведется. В МЧС России ее предоставляет ФБУ "Авиалесоохрана". Если сравнить количество очагов природных пожаров, зарегистрированных в этом году, и за аналогичный период 2010 года, то цифры уменьшились примерно в 3 раза. Однако, количество площадей - в два раза больше.
С вашей точки зрения, существует ли необходимость внесения каких-либо изменений в федеральное законодательство в связи с обсуждаемой темой?
Виктор Климкин: Вывод один - требуются дополнительные кардинальные меры по организации профилактики, тушения лесных пожаров. Прежде всего, необходимо ужесточить уголовную и административную ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов: в сфере соблюдения требований "противопожарного режима"; реализации профилактических и предупредительных мероприятий; режимов чрезвычайных ситуаций.
Требуется повысить ответственность собственников и арендаторов лесных участков и земельных угодий за обеспечение противопожарного состояния арендованных земель (угодий) и тушение возгораний.
Считаем, что необходимо усилить, а в некоторых регионах Дальневосточного, Сибирского и Приволжского федеральных округов заблаговременно формировать дополнительные федеральные резервы тяжелой авиации МЧС, МВД, ФСБ, Минобороны в соответствии с решением Правительства РФ.
Положительный результат будет и от создания оперативных опорных резервов в наиболее пожароопасных регионах. Требуется более эффективно применять пожарно-химические станции и беспилотную авиацию, использовать возможности лесоохраны, организаций сельхозпроизводителей и сил, прикрывающих заказники, заповедники и особо охраняемые территории.
Важный вопрос - тема производства отечественной малой авиации, применяемой, в том числе, подразделениями Авиалесоохраны и регионами страны. У нас нет новых образцов летательных аппаратов, аналогичных устаревшим Ан-2 и Ан-3.
Также должна заработать новая схема применения авиадесантников, обеспечивающая оперативное тушение очагов пожаров, когда их площади минимальны. Кроме того, в Госдуму уже внесены для обсуждения поправки в Лесной кодекс, согласно которым лесопромышленников могут обязать тушить лесные пожары.