Большая Никитская словно вернулась в свое славное прошлое. Вместо непрерывного потока машин, к которому привыкли здесь москвичи, гуляли дамы в кринолинах и париках, цокали по мостовой белые в яблоках лошади с колясками из ХIХ века.
"Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником, - обратился к горожанам, которые не могли пройти мимо этого удивительного зрелища, мэр Москвы Сергей Собянин. - Это и правда праздник, окончание комплексного благоустройства сразу пяти исторических улиц. По сути, второе рождение Большой и Малой Никитской, Спиридоновки, Большой и Малой Бронных. С большим удовольствием открываю их и надеюсь, что и москвичам, и гостям столицы, всем, кто любит Москву, будет приятно по ним прогуляться".
И в самом деле, если еще недавно город отвоевывал у машин под пешее пространство по одной улице, то сейчас создана сразу целая сеть удобных пешеходных маршрутов, протяженностью более 5 км, которые связали Манежную площадь с Садовым кольцом. Именно этот промежуток - между Манежной площадью и площадью Никитских ворот, самый древний на Большой Никитской улице, которая берет свое начало в пятнадцатом веке! Получившую свое название по Никитскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте нынешнего сквера перед подстанцией метрополитена (дом 7/10, угол Большого Кисловского переулка), эту улицу позднее облюбовала московская знать. Кто тут только не жил! Дом 5/7 известен как дом графа Орлова, N 9/15 - Ф. Колычева и княгини Долгорукой, N 17 - часть усадьбы князей Мещерских-Щербатовых, N 19 - главный дом усадьбы Глебовых- Стрешневых-Шаховских... Это лишь начало нечетной стороны. Не менее богата историей и именами и четная сторона.
Причем, Большая Никитская - одна из немногих московских улиц, где эти великолепные исторические усадьбы хорошо сохранились, да и вся она не потеряла своего чисто московского духа. Только почувствовать его, полюбоваться творениями Матвея Казакова, Василия Баженова и других именитых архитекторов было трудно. Узкий тротуар всегда полон прохожих, а проезжая часть - машин. Сейчас тротуары и на Большой Никитской, и на всех остальных четырех улицах на 2-2,5 метра расширены, выложены крупной плиткой, что увеличило их пропускную способность вдвое - с 12 тысяч до 23 тысяч человек в час. Кроме того, кафе, а их тут множество, могут теперь на пешеходной части легко разместить свои летние веранды. Значит, больше появится в Москве мест, где приятно посидеть теплым вечером.
Но это уже на будущий год. Сейчас же день все короче, но на обновленных улицах по вечерам по прежнему светло - за счет эффектных ретрофонарей, установленных на всем их протяжении.
"Освещенность фасадов здесь увеличилась втрое, а всего города - на 40 процентов", - с удовлетворением заметил мэр. И с гордостью добавил: "Москва теперь входит в пятерку самых освещенных городов мира".
Как пояснили "РГ" в пресс-службе департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы, эксперты внесли российскую столицу вслед за Токио, Лондоном, Нью-Йорком и Парижем в число самых светлых мегаполисов.
Не забыли на реконструированных улицах и о велосипедистах: для них добавилось 4 км велодорожек и 72 велопарковки. Машины, конечно, пришлось потеснить, но как ни странно, автомобилисты тоже не проиграли - пропускная способность транспорта чуть выросла - с 10,2 тыс машин в час до 11,5 тыс. Как пояснил "РГ" заммэра Москвы Петр Бирюков, добиться этого удалось в основном за счет снятия бездумно разбросанных 159 рекламных конструкций.