Продажи безалкогольных напитков в России в натуральном выражении по итогам второго квартала сократились на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это стало первым случаем снижения квартальных продаж с 2013 года, сообщила исследовательская компания Nielsen.
Согласно данным Nielsen, по итогам первого полугодия самую большую долю на рынке безалкогольных напитков в натуральном выражении занимали минеральные воды - 40,9%. На втором месте - газированные напитки с долей в 26,9%, на третьем - соки (21,5%). Остальные напитки менее популярны: квас занимает 5,7% рынка, холодный чай - 3,4%, энергетические напитки - 1,4%.
На протяжении последних двух лет рынок рос в среднем на 5-6% каждый квартал, а в третьем квартале прошлого года продажи прибавили 8%. Наибольшее падение продаж произошло в категории фруктовых соков (минус 7% ко второму кварталу 2014 года в натуральном выражении). Снижение продаж отмечается и в категории газированных напитков, в которую входит и квас - минус 2%. Положительная динамика была отмечена только в категории энергетических напитков - плюс 7%.
Снижение спроса отчасти объясняется ростом цен: в среднем на безалкогольные напитки они выросли во втором квартале на 12% по сравнению с прошлым годом (в упаковках от 0,7 до1,399 литра). Больше всего выросли цены на фруктовые соки (плюс 12% за литр) и на газированные напитки (плюс 14%).
- На продажах безалкогольных напитков в первую очередь сказалась экономическая ситуация, - заявил "РГБ" президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров. - Это было заметно уже в мае. Второй причиной стала погода - лето в большинстве наших регионов выдалось прохладное, а продажи безалкогольных напитков растут в жаркую погоду. Например, в Сибири летом было жарко - там и падения продаж не отмечено.
Но если погодные условия меняются довольно быстро, то экономическая ситуация, если верить аналитикам, особых надежд на быстрое улучшение не обещает. Какие стратегии противопоставят падающему спросу на свою продукцию производители?
- Предприятия испытывают давление курсовой разницы - растет себестоимость упаковочных материалов и сокового сырья, которое не выращивается в России, - например, из цитрусовых и тропических фруктов, - отмечает президент Российского союза производителей соков Наталья Иванова. - Поэтому производители используют все возможные способы для снижения затрат и сдерживания роста стоимости готовой продукции: максимально используют сырье, производимое в России и странах СНГ, оптимизируют ассортимент продукции и производственные расходы.
- Каждая компания будет искать все возможности для снижения издержек, - считает и Дмитрий Петров. - Кто мог, уже перешел на отечественное сырье. Кто-то будет уменьшать объем упаковки, кто-то со стеклянной тары перейдет на ПЭТ, снижая тем самым затраты на логистику. Возможен также и переход на использование ПЭТ-упаковки с минимальной толщиной. Конечно, более тщательно будут считать расходы на рекламу, искать транспортные компании с более привлекательными условиями. В общем, экономить на всем, на чем можно - хотя бы понемногу.