01.09.2015 00:44
Поделиться

Фонд развития моногородов предложил альтернативу ГЧП

Сейчас в России существует 319 моногородов, из них более, чем в 90, довольно сложная социально-экономическая ситуация. По мнению Владимира Путина, экономику моногородов необходимо диверсифицировать, сделать ее более устойчивой, создать условия для привлечения инвестиций, для развития бизнеса и появления новых рабочих мест. О том, как можно справиться с этими задачами и о принципах работы управленческих команд с моногородами "РГБ" рассказывает генеральный директор Фонда развития моногородов Илья Кривогов.

- Илья Викторович, одним из направлений деятельности Фонда является обучение и формирование управленческих команд по развитию моногородов. Какие-то особенные знания нужны таким специалистам?

- Если говорить про специфику работы по модернизации моногородов, то здесь несколько направлений. Первое - антикризисное. Связано это с тем, что с точки зрения экономики нам приходится работать со сложными территориями, соответственно, специалист должен иметь определенный багаж знаний и опыта, а также понимание отраслевых потребностей конкретных субъектов, которые помогут правильно построить работу проектного и инвестиционного менеджмента, тем самым постепенно диверсифицировав экономику города. Второе - социальный аспект. Люди, которые живут в городах с тяжелой экономической ситуацией, часто теряют работу. С ними необходимо уметь коммуницировать, понимая, что от них зависит успех того или иного проекта. Важно иметь прямой диалог между жителями и управляющей командой на местах. Третье - Фонд создан для того, чтобы обеспечивать население рабочими местами, и его предназначение - привлечение инвесторов, соответственно, специалисты должны обладать знаниями по структурированию новых инвестиционных проектов.

- А где вы ищите специалистов?

- Взращиваем. На рынке квалифицированных кадров по этому направлению специалистов сложно найти. На мой взгляд, обучение и формирование управляющих команд, которое мы в ближайшее время запускаем - это сильное звено в проблеме качества управления, но остаются вопросы в подготовке технических специалистов для новых производств. Стоит отметить, что наши моногорода отличаются тем, что в них присутствуют квалифицированные специалисты, которые еще не растратили свои компетенции и накопленный опыт с советских времен. Многие инвесторы, познакомившись с ними, с удовольствием размещают свои производства в моногородах.

Например, Набережные Челны, где с КамАЗа идет высвобождение рабочих. Для их трудоустройства параллельно развивается проект КИП Мастер, уже шестая очередь вскоре будет реализована. Необходимые навыки таких специалистов очень сильно востребованы инвесторами, развивающими проекты на местах. Рядом реализуется проект по выращиванию синтетического сапфира и по металлоконструкциям. И там, и там нужны специалисты, которые ранее работали на градообразующем предприятии.

Но их надо переобучать. Где? Это могут быть бывшие профтехучилища, которые надо перенастроить. Иногда это обучение проводится собственником градообразующего предприятия. Например, Первоуральск - моногород в Свердловской области, где построен современный центр по подготовке таких технических специалистов. Заниматься там могут даже старшеклассники. Обучение проходит по тем же технологическим процессам, что и на самом предприятии. В результате на производство приходят специалисты, которые знают технологии и не допускают брака. Подобные центры позволяют во многом решить проблему технического образования.

Однако квалифицированными техническими специалистами нужно грамотно и аккуратно управлять. Но, к сожалению, у руководителей на местах часто отсутствуют управленческие компетенции. Проблему помогает решать Фонд. Сейчас запускается проект обучения и формирования управленческих команд по развитию моногородов. Предварительно на эти цели уйдет около 100 млн руб. в ближайшие два года. Мы соберем представителей нового бизнеса и власти на местах, обучим их, и далее собранная команда будет сопровождать утвержденные инвестпроекты до полной их реализации.

Фонд будет выполнять функцию проектного офиса, наша задача будет заключаться в поиске наиболее эффективного решения проблем моногородов с учетом всех доступных финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки моногородов. Сейчас Фонд нацелен на всестороннее взаимодействие с институтами развития, для этого в ближайшее время будет проработан вопрос о подписании соглашений о сотрудничестве и информационном обмене с Агентством стратегических инициатив, Фондом развития промышленности, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, Фондом ЖКХ, Ассоциацией индустриальных парков и т.д.

- Сколько моногородов в России?

- Сейчас 319. Год назад Дмитрием Медведевым был утвержден комплекс мер по улучшению инвестиционной привлекательности моногородов. И там заложен механизм ежегодной их актуализации. Соответственно минэкономразвития и рабочая группа, которую возглавляет зампредседателя Внешэкономбанка Ирина Макиева, ежегодно проводят анализ муниципальных образований и, соответственно, те муниципалитеты, которые отнесены к моногородам, анализируют на предмет рисков.

- А есть города, в которые жизнь уже не вдохнуть?

- Были идеи на ранних этапах закрывать города, которые не имеют перспектив. Но это задача не фонда, а скорее государства. Насколько я знаю, в 1990-е годы государство занималось переселением из бесперспективных городов Крайнего Севера. Но в нашей ситуации это достаточно сложная и тяжелая задача, потому что люди не хотят уезжать. Они привыкли жить и работать там, где они рождены. Там похоронены их предки. Поэтому попытки со стороны государства изменить кардинальным образом ситуацию, системных изменений, на мой взгляд, не принесли. Поэтому Фонд исходит из того, что эти города нужно развивать. Вот только набор инструментов должен быть разный.

- Фонд использует разделение моногородов по степени социально-экономического благополучия. На красную, желтую и зеленую зону. Как сейчас выглядит эта палитра?

- Эту палитру установило правительство. Разбило на три категории. Вот буквально еще три недели назад красных было 94, сейчас появился еще один кризисный моногород. Красная категория - это те города, у которых сложная социально-экономическая ситуация.

- То есть там живет безработный народ?

Не совсем так. Взять, например, Краснотурьинск в Свердловской области или Надвоицы в Карелии. В этих городах прошли серьезные сокращения персонала. Тем не менее, часть производства сохранена. Но по уровню безработицы город признан сложным, соответственно красная категория. Если продолжать, то желтых - 153. Зеленых - 71.

- А зеленые - это успешные города со стабильной экономикой?

- Все верно. Зеленые - это где градообразующее предприятие спокойно работает. Безработица на низком уровне. Желтые - города, которые имеют риски. К примеру, Тольятти.

Не секрет, что с кризисом произошло существенное падение рынка продаж автомобилей. Машиностроительные предприятия, расположенные в моногородах, ощутили эти последствия кризиса, и если дальше ситуация так будет развиваться, то они могут и "покраснеть". Поэтому государство ведет достаточно серьезный мониторинг ситуации в таких городах. Мы же ставим перед Фондом задачу сделать кризисные моногорода самыми интересными для привлечения инвестиций уже через 2-3 года. Причем я имею в виду не только иностранные инвестиции. Будущее за отечественными предпринимателями. Особенно в условиях санкционных ограничений.

- Вы рассчитываете на крупный бизнес?

- На разный. И крупный, и средний, и малый. Я недавно вернулся из поездки по пяти моногородам Кемеровской области, проехал весь регион с юга на север. Малый бизнес там чувствует себя нормально. Ощущается очень мощная поддержка со стороны региона. Предприниматели понимают, какие есть инструменты поддержки у власти, и эффективно ими пользуются. Регион сделал все, чтобы те ограниченные ресурсы, которые есть у государства для поддержки малого бизнеса, были с максимальной эффективностью использованы. В регионе активно реализуется программа субсидирования процентных ставок. Работает программа прямых субсидий. Если покупаешь что-то в кредит, то государство тебе возмещает в виде прямой субсидии. В каждом индивидуальном случае региональная команда находит очень интересное решение, как развивать эти города дальше. Чаще всего это машиностроение, металлургия.

Для каждого отдельного моногорода существует отдельное решение. Проекты очень интересные, мы их видели. Есть даже туристический кластер. Казалось бы, Кемеровская область и туризм несовместимы! Но на юге региона есть совершенно чудный горный курорт - Шерегеш, 18 подъемников. За 2015 год курорт посетили более 1 млн туристов. Да, возможно, это второй Сочи, моногород с огромным потенциалом. Очень успешный проект. Или проект строительства теплиц в городе Калтан, также в Кемеровской области. Предприниматель построил теплицы с помощью региональных властей, вложили свыше 1 млрд руб. В теплицах выращиваются огурцы, помидоры, зелень. Это целый компьютеризированный комплекс. Работники - операторы, а остальное все автоматизировано. Аналогично успешный проект.

- Расскажите шаг за шагом, как обратиться в Фонд и кто может это сделать?

- Фонд работает с моногородами из перечня кризисных - красных. Заявки из моногородов рассматривает упомянутая рабочая группа, которую возглавляет Ирина Макиева. Если те предложения, которые представлены, действительно направлены на создание рабочих мест, а за конкретным проектом стоят инвесторы, которые понимают, какая инфраструктура им нужна, то по таким городам рабочая группа принимает положительное решение. Фонд заключает с ними соглашение по подготовке заявки на финансирование. Вот такая схема. Суммы разные, от 300 млн. У нас в работе сейчас 13 моногородов. Три соглашения заключено. Фонд выдает эти деньги в форме безвозвратных субсидий. В подарок, но не инвестору. Он дает их региону на то, чтобы на эти средства была построена недостающая инфраструктура для реализации того или иного проекта.

- Можно ли назвать это государственно-частным партнерством?

- ГЧП - в понимании классическом - это механизм, взятый с Запада, использует современные концессии и элементы различных моделей участия. Например, деньги вкладывает инвестор под будущие налоговые льготы. У нас не совсем такая схема. Я бы назвал ее совместным участием государства и бизнеса в поддержке бизнеса. У нас модель простая, и поэтому мы стремимся ее реализовать. Наши работники каждую неделю присутствуют на территориях. Я только что вернулся из Татарстана. Помогаем на местах корректировать документы, помогаем регионам сформировать заявку в наш фонд. Фонд тотально контролирует выделенные средства на этапе каждого платежа. Мы выделяем деньги после получения конкретных документов по выполнению работ. К примеру, построили объект, специалисты выезжают, смотрят первичную документацию. Если подтверждается, что работа стоит столько-то, мы тут же перечисляем необходимую сумму. В Кемеровской области настраиваем веб-камеры на нашем объекте, чтобы в режиме реального времени следить за стройкой. Кстати, наши деньги идут сначала в бюджет регионов, а не напрямую поставщику, это тоже некая гарантия.

- Много ли моногородов переходит из красной в желтую и зеленую зону, и наоборот?

- Есть система госуправления, куда загружаются статданные со стороны минтруда, регионов, муниципалитетов. Именно они раз в полгода эти данные анализируют. Те изменения в перечне моногородов, которые произошли в апреле, спровоцировали переход нескольких десятков моногородов из одной зоны в другую. Если в 2014 году в красной зоне был 71 город, то сегодня их 95. Влияние инвестиций из фонда проявится через год-два. По опыту господдержки 48 моногородов в 2010-2011 годах мы действительно увидели двукратное сокращение безработицы. В большинстве случаев те проекты, которые были заявлены, состоялись.

- Недавно была предложена идея создать ТОРы в моногородах, как вы к этому относитесь?

- Крайне положительно. Потому что это те меры поддержки, которые необходимы инвесторам, для которых наша инфраструктура создается. У них появляется дополнительный ресурс, чтобы привлечь инвестиционные средства, кредиты. Это существенное послабление для инвесторов.