Новости

01.09.2015 00:48
Рубрика: Экономика

Запертые в игре

Рынок реалити-квестов далек от насыщения
Они стали появляться в России только два года назад, но за это время на рынке произошел настоящий взрыв. Потребитель настолько вошел во вкус, что требует все более реальных и неожиданных головоломок. Еще год назад в Москве было около 20 компаний-квестов, а сейчас уже около 200, а самих квестов более 500. Успешные квесты зарабатывают до 1 млн рублей в месяц.

Первые квесты открылись в Азии, но там абсолютно иные интересы у игроков. Все азиатские квесты построены на поиске ключиков и замочков и часто длятся меньше часа. Нам ближе венгерские квесты. В Будапеште они появились несколько лет назад, и российский рынок сразу же заимствовал идею. Впрочем, как говорят эксперты, в России реалити-головоломки обрели едва ли не самую большую популярность и масштаб.

Реалити-квесты можно разделить на три формата - эскейпрумы (участники, решая логические задачи и головоломки, пытаются выбраться из закрытого помещения), перформансы (герои проживают определенные события в альтернативной реальности) и городские квесты (участники перемещаются по городу, решая конкретные задачи).

"Уровень конкуренции самый высокий у эскейпрумов. Большинство организаторов используют Интернет как основной канал продвижения своих квестов. Если судить по стоимости клика по запросу "квесты в реальности" в "ЯндексДиректе", можно сделать вывод, что конкуренция идет "на выживание" особенно летом, когда рынок впервые почувствовал ощутимый спад. Однако каждую неделю открываются новые комнаты, и говорить о том, что рынок переполнен, пока рано", - считает Алексей Гамора, менеджер по PR и коммуникациям "Клаустрофобия Перформанс".

Участие в квесте типа эскейпрум в среднем стоит от 2500 до 3500 рублей на команду до 4 человек. Такое приключение могут позволить себе многие. А вот с перформансом все немного иначе. Стоимость участия в таком приключении - от 8 до 12 тысяч на команду (от 1 до 4 человек). Поэтому и портрет потребителя виден отчетливее: в основном это состоятельные студенты ведущих московских вузов, менеджеры среднего и высшего звена, собственники бизнеса.

Для организаторов квестов основные затраты - аренда помещения, заработная плата сотрудников. В перформансе половина бюджета - это зарплата профессиональных актеров, затраты на восстановление реквизита, интерьера, затраты на хозяйственные нужды. В городских квестах основной бюджет уходит на рекламу мероприятия - действие происходит в городе под открытым небом.

"Рынок становится более конкурентным, поэтому инвестиции для старта продолжают расти. Квест-комната с хорошо проработанным сценарием и WOW-эффектами обойдется в Москве в 1 млн рублей и больше. На рынке уже есть квесты стоимостью 7-8 млн руб. В регионах "постройка" комнаты обойдется вдвое дешевле - от 500 тыс. руб. Кроме того, нужно предусмотреть затраты на ремонт ресепшена, операторской и санузла", - говорит Мария Маматова, генеральный директор Лаборатории Антиквест, Квесты Метро 2033.

По мнению экспертов, рынок квестов пока формируется. "Полтора года назад люди не задумывались об уникальности или качестве сценариев и головоломок, - рассказывает Евгений Фонталин, основатель проекта RoomStory. - Многие предприниматели копировали квесты друг друга, получая при этом хорошую прибыль. Тогда не нужна была никакая реклама, люди выискивали с ажиотажем все открытые квесты".

Сейчас рынок начинает немного "очищаться". Закрываются откровенно некачественные объекты, летний сезонный спад заставил закрыться тех, кто в течение года был на грани банкротства. Начали активно развиваться порталы-интеграторы, специализированные сайты-отзовики. "Крупные компании станут еще крупнее. Здесь, правда, нужно не поддаваться искушению и не жертвовать качеством в обмен на количество. Нам поступает много предложений о покупке квестов, но практически всем приходится отвечать отказом из-за слабого уровня предлагаемых квестов", - подчеркивает Елизавета Ясько, директор по развитию TruExit.

Многих привлекает этот бизнес, потому что вход относительно недорогой. Но такие "экономные" квесты проигрывают качественным, интересным и хорошо проработанным. Важно, чтобы команда не просто пришла и разгадала загадки, которые, кстати, должны еще быть уместными и логичными, нужно суметь и удивить, и развеселить, подарить много эмоций, чтобы игра не прошла вяло и скучно. "И это все нужно провести так, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом, чтобы игра была командной. Самая сложная задача - дать игрокам возможность много двигаться, тесные квесты всегда будут проигрывать многокомнатным и просторным. Кстати, тематика ужасов популярна, уже открыто большое количество площадок с самыми разными сюжетами для любителей пощекотать нервы", - говорит Ольга Сапогова, основатель квестов PartyHard.

Люди заражаются этим развлечением - собирают браслеты, создают сообщества поклонников. Мы наблюдаем зарождение некой субкультуры "квестоманов", об этом любой бизнес может только мечтать. "Как показывает история, любая система должна прогрессировать или погибнуть, и качественные изменения формата назрели лишь в прошлом году, когда Юрий Крылов и Федор Бабаян открыли первый перформанс с элементами квеста в Москве. Все основные особенности квеструмов - выбраться из комнаты за час, решая задачи и головоломки, были заменены на реализм действия и игру профессиональных актеров. Человеку в перформансе предлагается не решать задачки, а прожить новый опыт, недоступный ему в обыденной жизни. Помните фильм Д. Финчера "Игра", где герою подарили билет на необычную игру, которая сплелась с его реальной жизнью?! Это было страшное испытание как для психики, так и для физического здоровья героя, но он выжил и после этого сделал серьезную переоценку своей жизни. Вот что-то похожее происходит с участниками перформанса, но в меньших масштабах закрытой локации размерами чуть более двухсот квадратных метров", - резюмирует Алексей Гамора.


Автор:Инфографика: Мария Пахмутова/Инна Зубарева/"РГ"