Мохсен Махмальбаф показал в России новый фильм "Президент"

То, что пятому, юбилейному, международному кинофестивалю "Край света" в Южно-Сахалинске удалось пригласить классика иранского кино, президента Азиатской киноакадемии Мохсена Махмальбафа в качестве председателя жюри - большая удача. Махмальбаф - автор таких фильмов, как "Кандагар", "Садовник", "Молчание", "Разносчик", "Sex и философия", "Время любви", "Габбех", "Проверка демократии" и других картин.

Лауреат множества мировых престижных кинофестивалей оказался трудягой. Он отсматривал все фильмы, дал подробный мастер-класс и представил свою новую картину "Президент", которую в России еще не видели. Более того, судьба фильма в российском прокате еще не решена. Зато фильм уже увидели в других странах. По словам режиссера, везде, где видели это кино, зрители говорили: "Это про нас!". Неудивительно - это политическая сатира, сделанная в виде философской притчи о президенте-диктаторе, вынужденном скрываться в своей же стране. Фильм снимали в Грузии, и улицы Тбилиси в нем вполне узнаваемы. Но сам Диктатор - образ собирательный.

Президент-диктатор довел свою страну до состояния нищеты и революции. Она - в прямом и в переносном смысле - погрузилась во тьму. Когда повстанцы оккупируют президентский дворец, глава государства успевает отправить за границу свою семью - вернее ее женскую часть. Сам же остается с маленьким внуком, не желая до конца осознавать реальность происходящего. Но ситуация выходит из-под контроля, и диктатору, которого радостно предают все, даже самые близкие, ничего не остается, как пуститься в бега. А далее и он, и мальчик, скрываясь, путешествуют по стране, своими глазами видя боль, бедность и страх. Обиженных женщин, изнывающих на тяжелых работах детей, голодных деревенских жителей, изуродованных политзаключенных... Тем временем цена, назначенная за голову сбежавшего диктатора, растет, доходя до миллиона денежных единиц. Но бывший президент хитер и опытен - ему каждый раз удается вывернуться и уйти. Однако правосудие все же его настигнет...

Махмальбаф, в свое время сидевший в тюрьме и переживший иранскую революцию 1979 года и диктатуру, знает, о чем говорит. Сейчас он не живет в своей стране - вынужден был уехать, а если бы там остался, кто знает, не повторил бы судьбу берлинского лауреата этого года режиссера Джафара Панахи, который не смог представить в немецкой столице свой фильм "Такси", получивший гран-при, поскольку сидит в тюрьме. Все творчество Махмальбафа так или иначе пропитано политическими мотивами. Он снимает о том, что хорошо знает.

Во время фестиваля на Сахалине Махмальбаф показал и свой новый короткометражный фильм "Жилец", герой которого - больной, контуженый парень из Ирана, сбежавший от тяжелой ситуации в Лондон, где добывает пропитание, помогая увечным людям.

Махмальбаф также устроил на "Краю Света" закрытый просмотр своей старой картины "Салям, синема!" 1995 года, которая стала для классика знаковой. В свое время, намереваясь снимать фильм "Велосипедист", режиссер дал объявление в одной из иранских газет, что ищет актеров. К слову, он вообще предпочитает в своих фильмах снимать непрофессионалов. Количество людей, которое пришло на кастинг (а их было более пяти тысяч), заставило режиссера пересмотреть свои планы и начать делать документальный фильм о том, как снимается кино. Но каждый, кто видел картину "Салям, синема!", понимает, что ее можно было бы назвать и "Иранская кинореволюция".

Уже начиная с первых кадров, камера едет вдоль невероятно длинной очереди, переходящей в людскую толпу-пробку: непонятно - то ли на кинокастинг собрались эти люди, то ли, чтобы устроить революцию. Толпа возмущена и время от времени из ее гущи выносят тех, кому стало плохо. Но тех, кто дошел, встречает диктатор - он же режиссер.

На вопрос "РГ" после фильма, сам-то он режиссер - диктатор или нет, Махмальбаф ответил: "Нет!". Но в картине всех, кто хочет получить роль - читай красивую, нормальную жизнь - ждут серьезные психологические испытания. Одним приходится изображать расстрелянных, другим - солдат, третьим - угнетенных рабов. Первый претендент на роль - слеп. Но диктатору удается это понять. Почти всем, кто к нему пришел, режиссер дает задание заплакать или рассмеяться за 10 секунд. И тут проявляется множество характеров и историй. Так, одна девушка приходит на кастинг только потому, что ее не выпускают из страны вместе с мужем. Она надеется, что, сыграв роль в фильме мэтра, получит приглашение на кинофестиваль в другую страну и воссоединится с любимым. Однако, насколько она готова пожертвовать собой, ради этой задачи? На кастинг приходит семья. Две сестры ведут с режиссером столь эмоциональный диалог, что он даже предлагает им сесть на свое место. Они превращаются из обыкновенных людей в диктаторов и сразу же преображаются.

В какой-то момент кастинга Махмальбаф ставит перед этими девушками неисполнимую задачу: что для каждой из них важнее быть актрисой или оставаться порядочным человеком. А между тем в реальной жизни, особенно в революционной ситуации, творцам приходится решать подобные вопросы чуть ли не ежедневно. Фильм "Президент" в какой-то мере служит продолжением этой картины "Салям, синема!", хотя между ними и прошло 20 лет.

Махмальбаф, демонстрируя в России оба фильма, словно иллюстрирует и свой выбор, и свой принцип работы, озвученный им на мастер-классе.

4 цитаты с мастер-класса

- В кино есть три правила: честности, глубины и ответственности перед публикой. Например, если человек снимает кино о демократии и делает это по заказу диктатора, то как он может рассказать историю?

- Кино - это не комментарий в фэйсбук, это то, что глубже. К сожалению, то, что мы видим, на 90 процентов не имеет глубины.

- Говоря об ответственности, если человек живет 80 лет и будет смотреть около 10 фильмов в день, то за свою жизнь он может посмотреть примерно триста тысяч фильмов. Так вот, если аудитория вашего фильма равна тремстам тысячам людей, а ваш фильм плохой, вы фактически убиваете им человека. Голливудское и болливудское кино по нашей арифметике фактически убивает сотни людей.

- Я до сих пор смотрю мало кинофильмов, кроме тех случаев, когда работаю председателем жюри. Я смотрю 30 - 40 фильмов в год, но все они остаются со мной. И вам рекомендую смотреть меньше да лучше - чтобы оставаться людьми.