01.09.2015 19:42
    Поделиться

    Молодые ученые из КБР придумали технику для освоения космоса

    Почему молодые изобретатели Кабардино-Балкарии выигрывают престижные конкурсы и уезжают из региона
    В новом учебном году более 70 воспитанников Республиканского центра научно-технического творчества учащихся приступят к занятиям в ведущих вузах страны. Это львиная доля нынешних выпускников учебного заведения. Поскольку юным дарованиям в родной республике особо негде реализовывать свои таланты, они уже традиционно отправляются продолжать образование в сфере робототехники, нано- и космических технологий за пределы региона.

    - В этом году 15 наших выпускников поступили на различные факультеты Московского государственного технического университета имени Баумана, семеро - в Московский авиационный институт, двое - в Московский автодорожный институт, и перечень можно продолжить, - рассказывает заведующая отделом научно-исследовательской работы центра и председатель Кабардино-Балкарского отделения всероссийского аэрокосмического общества "Союз" Татьяна Науянис.

    Теперь учебному заведению требуется молодое пополнение, поэтому с 28 августа по 10 сентября здесь пройдет День открытых дверей. Сюда наберут подростков от 10 до 17 лет, имеющих склонность к научно-техническому творчеству. Для каждого прошедшего конкурс составят индивидуальную образовательную программу. Такой алгоритм работы с юными изобретателями уже доказал свою эффективность.

    Существующий 25 лет центр хорошо известен в научной среде. Его выпускники настолько успешно выступают на различных всероссийских и международных форумах, что минувшим летом на его базе впервые решили провести Всероссийский конкурс юных изобретателей и рационализаторов. Свои проекты представили почти 170 ребят со всей страны. Конкурсная программа включала научно-техническую олимпиаду, тестовые задания, защиту проектов. В состав жюри входили ученые и эксперты ведущих профильных вузов и научно-исследовательских институтов.

    Ребята представили свои изобретения и рассказали о рационализаторских предложениях, содержащих оригинальные технические решения. Среди них - создание установки для электроискрового восстановления изношенных деталей, автомата для производства колбасных изделий, летательного аппарата из сверхлегких материалов, станка для изготовления малогабаритных деталей, системы слежения за Солнцем и многое другое. Значительное количество изобретений касалось робототехники и космических исследований.

    Свои модели ребята показали и корреспонденту "РГ".

    - Сегодня измерение крутящего момента в машиностроении и робототехнике чаще всего осуществляется контактным способом, при этом используются весьма дорогостоящие токосъемники. Мы создали более простой бесконтактный микроэлектронный измеритель, который намного дешевле существующей модели, при этом эффективность конструкции осталась прежней, - рассказывает ученик 11-го класса из Нальчика Александр Гисак, завоевавший третье место на конкурсе. - В нашем измерителе информация с датчиков просто выводится на монитор компьютера, где считывается специалистами.

    Заявка на патент Александром и его научными руководителями уже подана, в дальнейшем можно будет выпускать новинку в промышленных объемах.

    Одиннадцатиклассник из села Кенже Залимхан Атабиев работал над своим преобразователем солнечной энергии 2,5 года.

    - Установка способна превращать энергию Солнца в механическую и электрическую. Наш альтернативный источник отличается от существующих большей эффективностью - он оснащен дополнительными датчиками и драйверами. Установка работает в любую погоду, - рассказал юноша.

    По его мнению, модель может найти применение как в солнечной Африке или Саудовской Аравии, так и на Кавказе, где она успешно прошла испытания. Изобретение Атабиева на выставке моделей в Нальчике получило первый приз, с ним же он ездил покорять МГТУ имени Баумана. Начинающий рационализатор был принят на бюджетное место в престижный вуз, где продолжит образование в сфере альтернативной энергетики.

    16-летний Родион Слободянин из лицея N 2 занимается в Республиканском центре научно-технического творчества с пятого класса. Его последняя работа - настольный токарный мини-станок. Родион собрал его из запчастей старой печатной машинки, фотоувеличителя и дрели. Стальные резцы выточил сам. Станок Слободянина также завоевал призовое место на выставке моделей в Нальчике.

    - В нашей лаборатории есть большой токарный станок, но ведь на нем не сделать миниатюрных деталей для роботов или приборов из сферы нанотехнологий. На моем же станке максимальный диаметр обрабатываемого бруска - 13 миллиметров, что и требуется для изготовления экспериментальных моделей, - объяснил школьник цель своего проекта.

    По его словам, подобные недорогие мини-станки будут востребованы в молодежных технических лабораториях, авиамодельных и судостроительных кружках.

    Член сборной России по робототехнике Саусар Караф получил на конкурсе бронзу в номинации "Рационализаторство". Парень показывает нам модель платформы "Морского старта", с которой в открытом море можно запускать ракеты в орбитальное пространство Земли. Платформа не простая, а со специальным маятником, уравновешивающим ее поверхность в водной среде.

    "А не проще ли запускать ракеты с земли?" - недоумеваем мы. "Морской старт экономит бюджетные деньги, ведь за аренду земли нужно платить, расчищать, огораживать территорию, строить сооружения", - рассуждает школьник.

    Еще один любитель космоса - 11-классник Глеб Соколов с помощью придуманного им устройства показывает, как можно зондировать рельефы невидимых участков небесных тел для определения их физических характеристик.

    - Сегодня основным способом изучения планет Солнечной системы, а также малых тел является спуск зондов непосредственно на поверхность объектов. Данный метод имеет как преимущества, так и недостатки. Например, есть большая вероятность повредить зонд при жестких контактах с поверхностью, тем более что зонды нельзя посадить на кометы. Я же предлагаю совершенно новый метод изучения небесных тел - он аналогичен сканированию на атомно-силовых микроскопах, - рассказывает юный изобретатель. - Результаты сканирования передаются на космический корабль, которому вовсе не обязательно близко подходить к исследуемой планете.

    Проект Соколова участвовал во всероссийской олимпиаде по космонавтике в МГТУ имени Баумана, где удостоился первого места. После доработки устройство отправят во Всероссийское общество рационализаторов и изобретателей для получения патента.

    В сфере космической робототехники работает и ученик нальчикской школы N 6 Андрей Тишков. Для исследования грунтов различных планет он изобрел автономного робота, передвигающегося на одноосном шасси. Сейчас модель работает на батарейках, а в реальности робот будет получать энергию от солнечных батарей. Умное устройство само заполнит контейнеры с образцами грунта, объединит похожие, обработает их, занесет в базу данных и выполнит другие операции.

    - Преимущества одноосных роботов - малые затраты энергии, высокие маневренность и мобильность, что очень важно для космических экспедиций, - утверждает школьник. - Кроме того, у нашего аппарата высокая управляемость и меньший вес по сравнению с многоосными шасси. Модель актуальна и для сельского хозяйства, она также годится для разминирования.

    На Всемирной олимпиаде по робототехнике, которая проходила в Сочи в ноябре прошлого года, модель Тишкова завоевала серебро в общекомандном зачете. Начинающий изобретатель также ожидает получение патента.

    Яне Соколовой всего 11 лет, но она уже смогла придумать устройство для строителей-монтажников, работающих на различных высотах. "Чтобы инструменты рядом лежали и руки не были заняты", - объясняет девочка и демонстрирует экспериментальную модель под названием "Ласточкин хвост", получившую второе место в номинации "Рационализаторство".

    - Дети зачастую выдают такие идеи, до которых взрослые бы не додумались, - не перестает удивляться Татьяна Науянис. - Я давно работаю в центре и наблюдаю тенденцию - сейчас просто какой-то взрыв интереса к технике среди ребят младшего и среднего возраста. Со старшими не все так однозначно, выдающиеся способности обнаруживаются далеко не у всех, они не так мотивированы, уровень начитанности ниже. Но мы заметили связь: чем раньше ребенок начал заниматься техническим творчеством, тем лучше потом его результаты.

    Сейчас в центр дети приезжают даже из самых отдаленных сел республики. С ребятами занимаются доктора и кандидаты наук.

    Но, по мнению Татьяны Науянис, сегодня техническое творчество молодежи в опасности - повсеместно предпринимаются попытки сделать подобные центры многофункциональными:

    - В этом случае наше направление не выживет. Нам нужны современные лаборатории и оборудование, станочный парк. Ведь многие станции юных техников влачат жалкое существование или вовсе перестали работать из-за того, что их техническая инфраструктура пришла в упадок.

    На материальную базу своего центра Науянис пожаловаться не может: недавно выиграли грант в 500 тысяч рублей и купили телескоп с автонаведением. Имеются еще два своих телескопа для аэрокосмической лаборатории и достаточное количество современного оборудования для выпуска проектов средней степени сложности по робототехнике и другим направлениям.

    - Состоявшийся у нас всероссийский конкурс заставил ребят посмотреть на свои изобретения с новой стороны, выделить рационализаторское зерно, после этого многие подали заявки на получение патентов. На технических советах мы с детьми обязательно обсуждаем, для чего создается проект, какая от него будет выгода. Мы сотрудничаем с талантливыми учеными, специалистами НИИ и представителями предприятий, - добавляет она.

    В центре уже начали готовиться к всероссийскому форуму "Интеллектуальное будущее России", который пройдет в Ярославле в дни осенних каникул.

    комментарий

    Хусейн Дикинов, генеральный директор Республиканского центра научно-технического творчества учащихся:

    - Будущее - за новыми технологиями, ребят это интересует, поэтому количество посещений центра ежегодно растет. После школы подростки не только занимаются с научными руководителями интересующей их темой, но и более углубленно изучают школьные предметы. Ежегодно 70-80 выпускников центра поступают в самые престижные вузы страны. Несколько наших учеников работают на космодромах "Плесецк", "Байконур", занимают руководящие посты в известных компаниях.

    Не секрет, что после окончания школы большинство мечтает поступить в МГТУ имени Баумана и другие столичные учебные заведения. Пока в нашей республике им нет применения - нет работы, кроме как в бюджетной сфере. Поэтому молодые кулибины и уезжают. Но, хочется верить, что они начнут возвращаться на малую родину, когда здесь в полную мощь заработают заводы, фабрики, откроются промышленные компании.

    Поделиться