Эксперты прогнозируют: через пару-тройку лет профессиональная уборка станет таким же привычным делом, как вызов такси, по крайней мере в мегаполисах. Пока регулярная уборка в квартирах - это 20 процентов российского клинингового рынка. 80 процентов - это уборка торгово-офисных, производственных, военных помещений, где совсем другие цены и порядки. В России несколько тысяч клининговых компаний, и большинство из них - это микрофирмы.
"Бывшие лидеры отрасли потихоньку утрачивают свое преимущество из-за новых высокотехнологичных стартапов, которые привносят в индустрию простые и удобные клиентоориентированные решения, - говорит Роман Кумар Виас, директор по маркетингу в Qlean.ru. - Оплата банковской картой, возможность подписки на уборку, заказ через мобильное приложение, система оценки качества, система автоматического распределения заказов. Также есть ряд компаний, которые являются агрегаторами, то есть просто соединяют уборщиков с заказчиками".
Цены на уборку квартир остаются на низком уровне, что делает сервисы доступными для использования два раза в месяц даже для среднего класса. Во-первых, зарплатные ожидания работников снизились, сегодня в Москве за целый день уборки люди готовы получать 1500 рублей, во-вторых, новые интернет-сервисы оптимизировали процесс общения клиента с клининговой компанией.
"В целом, стоимость услуг невысокая, доступная для большинства потенциальных потребителей. Раньше на нашем сайте регулярная уборка 70-метровой двухкомнатной квартиры стоила 2500-2700 рублей, сейчас она обойдется всего в 2190 рублей, причем все необходимое для уборки клинер принесет с собой", - говорит Марина Масловская, партнер клинингового сервиса cleaning.pomogatel.ru.
Основное препятствие для рынка профессиональной уборки - не цена вопроса, а то, что люди боятся пускать в свой дом посторонних. Но эксперты утверждают, что ситуация уже сдвинулась с мертвой точки.
Есть категория людей, которые болезненно воспринимают ситуацию, когда другие люди прикасаются к их вещам и что-то передвигают. Таких людей невозможно убедить пригласить клинера. Есть категория женщин, которые самостоятельно убирают свою квартиру. По их мнению, никто не уберет лучше и добросовестнее. Есть семьи, в которых придерживаются противоположной точки зрения: "жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на уборку" или "грязная работа - не для прекрасных женских рук" - это потенциальные клиенты клининговых компаний. "Последние как раз эти ценности стремятся пропагандировать. Мы считаем, что каждый должен заниматься своим делом", - говорит Марина Масловская.
Кроме того, солидные предприятия предоставляют юридические гарантии, заключают договор на уборку. Как правило, это успокаивает клиентов. "Основной страх - боязнь оставить клинера дома одного, нежелание пускать постороннего человека в свою квартиру, боязнь поломок вещей в квартире, боязнь воровства. У нас есть страховой фонд на 5 миллионов рублей, и, если, например, клинер что-то разбивает, мы в течение нескольких дней решаем этот вопрос", - говорит Кумар Виас.
"Думаю, люди беспокоиться не перестают, но тут работает принцип "глаза боятся, а руки делают". На свой страх и риск люди начинают пробовать заказывать клининг. И здесь задача клининговых компаний развеять страхи, предоставляя качественную и услугу. На мой взгляд, потенциал этого сегмента рынка огромный. В ближайшие 5 лет возможен рост 20-30 процентов в год", - говорит Владимир Гузеев, руководитель отделения развития OOO Клининговая компания "Альбатрос".
Если хозяйка все-таки мучается чувством вины за излишне потраченные деньги на уборку, успокоить себя можно хотя бы тем, что качество профессиональной чистки квартиры никогда не сравнится с качеством уборки даже самой хорошей хозяйки. У клинера есть профессиональные чистящие средства, он привезет специализированные инструменты. "Все это можно приобрести самим? Можно. Однако профессиональная химия поставляется оптом от 40-50 кг, а профтехника намного дороже бытовой. Вы готовы потратить около 200 тысяч рублей? Думаю, большинство хозяек сочтут это неразумным", - резюмирует Марина Масловская.