"Хитмэн": там на неведомых дорожках следы Бекмамбетова и Кэмерона
Главная проблема большинства экранизаций видеоигр состоит в пренебрежительном отношении их авторов к концепции первоисточника. Вспомним хотя бы предыдущую попытку перенести на экран игровую серию Hitman. Смазливый скуластый Тимоти Олифант в главной роли, дремучие заросли развесистой клюквы, чудовищное нагромождение ляпов и полное отсутствие оригинальной атмосферы - неудивительно, что, несмотря на приличную кассу, рожденная в 2007 году кинофраншиза тогда же и умерла.
Однако компания 20th Century Fox не думала сдаваться и решилась на перезапуск, поменяв французское "шило" в лице Ксавье Жанса на польское "мыло" в лице Александра Баха. Новый режиссер - такой же дебютант, как и прошлый, до сих пор занимался съемками рекламы. В частности, он под крылом "Базелевса" делал ролики для одной известной сотовой компании и для не менее известного банка.
Школа, как говорится, чувствуется. Необъяснимая тяга к зрелищным, но совсем необязательным спецэффектам, которыми изобилуют творения Тимура Бекмамбетова, заметна невооруженным взглядом и у его адепта. Для того, чтобы в этом убедиться, даже в кино ходить не надо. В день мировой премьеры, 21 августа, в рамках пиар-кампании в Сеть была выложена целая сцена из фильма. Бритоголовый мужчина в стильном костюме за рулем немецкого авто лихо удирает от статистов-мотоциклистов, пробивая стеклянную стену, красиво разлетающуюся тысячей осколков. Некоторые уже тогда подумали: "При чем здесь "Хитмэн"? Это же "Перевозчик!". А особо внимательные отметили: "Смакование кадров медленно бьющегося стекла - это же любимый прием Бекмамбетова!".
Александр Бах старательно копирует не только своего старшего коллегу из Казахстана. В бой с самого начала по очереди вступают кэмероновские "Терминаторы". Первый акт - первый "Терминатор". Сорок седьмой выступает в качестве несокрушимой машины для убийства, Катя - в качестве местной Сары Коннор, а Джон Смит - ее верного Кайла Риза. Спустя сорок минут нехитрый сюжетный поворот меняет диспозицию - и вот мы уже наблюдаем вторую часть знаменитой робоэпопеи с примесью классической ленты Люка Бессонна "Леон".
Что касается уважения к игровому прототипу, оно в фильме проявляется выборочно. Вот наш герой душит недругов удавкой исподтишка, переодевается, прячется, бесшумно сворачивает шеи, даже несчастные случаи устраивает - все, казалось бы, по канонам. Но уже в следующей сцене он стоит средь бела дня на многолюдной площади и палит во все стороны по-македонски из пистолетов, демонстрируя свою физиономию тысячам зевак.
Кстати, о физиономии. Руперт Френд попал в образ идеально. Суровый, немногословный, без тени эмоции на лице, зато с безупречной уверенностью в каждом движении - большего и не требуется. Жаль только, что несложному, но самодостаточному протагонисту противостоит такой одноклеточный антагонист, как персонаж Закари Куинто. Универсальному солдату примитивность характера простительна - от клона глупо ожидать многослойного внутреннего мира. А чрезмерно упрощенных злодеев, пусть и неплохо сыгранных, но движимых одним лишь комплексом неполноценности, не любит никто. Как и чрезмерно упрощенных сюжетов, которые сшиты из лоскутов, выдранных откуда попало.
Упорные старания голливудских киноделов превратить видеоигру в кино подобны стараниям средневековых алхимиков превратить свинец в золото. Только у алхимиков иногда все же получались разные интересные штуки. А у киноделов раз за разом выходит в лучшем случае вторичная стрелялка категории "Б". Так и в здесь: банальная философия в духе "личность определяется поступками", каменное лицо Руперта Френда и рассекающий воздух свинец. Ни магии, ни ядерного синтеза.
2.5