Новости

01.09.2015 19:41
Рубрика: Экономика

Трансаэрофлот

Крупнейшая авиакомпания России может приобрести 75 процентов акций "Трансаэро"
Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" покупает вторую по мощности на рынке авиакомпанию "Трансаэро". 75 процентов акций плюс еще одна. Вчера эту тему обсуждали на заседании межведомственной комиссии, посвященной будущему авиатранспортной отрасли, под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Информацию о предполагаемой сделке подтвердили в обеих компаниях. Акционеры "Трансаэро" рассчитывают, что такая радикальная мера позволит защитить интересы пассажиров, персонала и партнеров перевозчика. Игорь Шувалов в свою очередь высоко оценил роль всех сотрудников и менеджеров компании в современной гражданской авиации страны. Деятельность "Трансаэро" будет полностью изменена и интегрирована в группу "Аэрофлота", пояснил крупнейший авиаперевозчик России.

Через полчаса после появления первых новостей акции "Трансаэро" взлетели в цене на Московской бирже почти на 40 процентов, на пике акция стоила 116 рублей, однако затем она сбавила темпы удорожания. "Аэрофлот", наоборот, вчера днем отреагировал более умеренным движением вниз - в пределах пяти процентов.

Очевидно, что "Трансаэро" не могла спастись без очередного транша госгарантий, говорят эксперты, так как вариантов всего предполагалось несколько, среди которых наиболее вероятный - банкротство. Общий долг компании по итогам 2014 года составлял почти 65 миллиардов рублей, а госгарантии в прошлом году она смогла получить лишь на девять миллиардов.

"Принятое решение позволит стабилизировать позиции России на международном рынке авиаперевозок и устранить риски потери занимаемой нами доли в данной отрасли", - рассказали информагенствам в минэкономразвития.

"Сегодня вся авиационная отрасль страны несет серьезные убытки, поэтому в нынешней экономической ситуации при существующей нормативно-правовой базе было невозможно спасти предприятие, - рассудил глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Долговая нагрузка на компании растет, расходы на оплату кредитов и выполнение обязательств перед всеми финансовыми организациями очень высоки. То есть реструктуризация долга без госгарантий невероятна".

Стоимость сделки составит один рубль, сообщил информагентствам источник, присутствовавший на совещании у Игоря Шувалова. Однако это не означает, что в документах будет прописана именно эта сумма - скорее всего, имеется в виду некая символическая плата, так как фактически "Аэрофлот" самостоятельно будет погашать долги "Трансаэро", что и станет полноценной суммой выкупа.

Одним из вариантов выживания для "Трансаэро" могла бы стать схема использования "мокрого" лизинга, который предполагает, что если пассажиропоток падает и часть самолетов становятся ненужными, то их можно передать в аренду иностранной компании вместе с экипажем, но такой механизм в России отсутствует. Поэтому теперь главное - понять, что принесут рынку и потребителям нашумевшие новости.

"Плюсы сделки в том, что перед авиапассажирами, которые уже приобрели билеты на рейсы "Трансаэро", будут выполнены все обязательства, - продолжает Олег Пантелеев. - В крайних случаях, если будет принято решение сократить число рейсов, все потребители получат гарантию, что им вернут уплаченные деньги за билеты".

С другой стороны, в случае реализации сделки не стоит ожидать моментальных кадровых перестановок в "Трансаэро", считает собеседник "РГ". При этом в среднесрочной перспективе, вероятно, начнется постепенное сокращение персонала поглощаемого перевозчика.

Для рынка и пассажиров отсутствие радикальных потрясений после объявления о подобных сделках - самое важное. Но есть здесь и отрицательный момент, с которым сегодня придется смириться: на группу "Аэрофлота" придется чрезвычайная концентрация авиаперевозок. "В связи с этим может произойти рост цен на авиабилеты, так как с 2011 года отрасль убыточна, а без повышения тарифов невозможно обеспечить и выживаемость индустрии", - заключает Олег Пантелеев. Но это уже общая тенденция, характерная сегодня для всех отраслей.

Возможная сделка "Аэрофлота" по выкупу акций "Трансаэро" должна пройти с соблюдением антимонопольного законодательства. Вчера в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство от авиаперевозчика не поступало, сообщили в пресс-службе. Но как только его пришлют, ведомство начнет анализировать ситуацию на рынке и решит, насколько такая сделка может ограничить конкуренцию.

У ФАС в этом плане будет выбор: запретить поглощение, полностью одобрить или одобрить с некоторыми требованиями, пояснил "Российской газете" тонкости процесса старший научный сотрудник Центра институционального развития РАНХиГС при президенте РФ Вадим Новиков.

"Требования могут быть самыми разными: либо с точки зрения поведения компании, либо с точки зрения структурирования сделки, - продолжил эксперт. - Например, ФАС может поставить условие неполного выкупа бизнеса, то есть чтобы какая-то его часть осталась в ведении поглощаемого игрока. Или после проведения всестороннего исследования рынка - перераспределение маршрутов следования. На одних рейсах летает много авиакомпаний и конкуренция там может быть достаточной, а на других направлениях работают всего несколько перевозчиков, и там уже придется детально разбираться".

Как заметил в беседе с РИА Новости источник из минэкономразвития, почти на всех маршрутах присутствуют более трех авиаперевозчиков, поэтому монополизации быть не должно.

После того как ФАС получит уведомление от "Аэрофлота" с базовой информацией, ведомство может запросить больше данных. Сколько на это уйдет времени - предсказать не удастся. Но как только антимонопольный орган скажет, что полученных сведений достаточно, можно начинать отсчет: около трех месяцев на рассмотрение. "Конечная стадия - это опять же ФАС. Правительство в этом формально не участвует. Решение ведомства может отменить суд", - пояснил собеседник "РГ".

Справка "РГ"

"Трансаэро" - вторая по величине пассажирская авиакомпания в России и первое частное предприятие в отечественной отрасли. 30 сентября она отмечает юбилей - 25 лет.

Авиаперевозчик стал первым, кто на внутренних перевозках организовал бизнес-класс, начал использовать Boeing в гражданской авиации, предложил различные акции, поощряющие постоянных клиентов, и заказал крупнейший серийный авиалайнер в мире Airbus A380.

Успехи компании в свое время отметило агентство Skytrax, которое присудило "Трансаэро" первое место в номинации "Авиакомпания мира, добившаяся наибольшего прогресса". А в этом году перевозчик вошел в двадцатку самых безопасных авиакомпаний на Земле по версии немецкого центра изучения безопасности полетов на воздушном транспорте JACDEC.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Экономика Бизнес Крупные компании Компании Авиация "Аэрофлот" Судьба авиакомпании "Трансаэро"