02.09.2015 16:00
    Поделиться

    Как пройдет Второй форум регионов РФ и Белоруссии

    До открытия Второго форума регионов Белоруссии и России, который пройдет в Сочи 17-18 сентября, остается две недели. Какие вопросы планируется на нем обсудить, как развивается промышленная кооперация и межрегиональное сотрудничество? С этими вопросами мы пошли в Постоянный Комитет Союзного государства.

    Алексей Александрович, до начала форума остались считаные дни. Готовитесь?

    Алексей Кубрин: Конечно! Содержательная часть, концепция и программа форума определены. В первый день планируется открыть специализированную выставку и торговую ярмарку, где будут представлены самые интересные направления взаимодействия регионов России и Беларуси. Начнут работать и тематические секции. Одна из них касается программ Союзного государства. На второй день работы запланировано пленарное заседание на тему "Промышленная политика Союзного государства: общие подходы и региональные аспекты".

    На этом, Втором форуме регионов Постоянному Комитету отводится достаточно серьезная роль. Если на Первом форуме регионов, который в прошлом году прошел в Минске, Постком выступал в роли консультанта и участвовал в мероприятиях больше как наблюдатель, то в этот раз мы - одни из основных организаторов.

    Какие вопросы планируется поднять на форуме?

    Алексей Кубрин: Среди вопросов, в частности, проблема гармонизации законодательства двух стран в промышленной сфере. Например, в России в прошлом году был принят Закон "О промышленной политике в РФ", вступивший в силу в июне сего года. Это очень важный документ, в нем прописаны новые принципы промышленной политики, меры ее поддержки, определены соответствующие полномочия органов власти на всех уровнях. Вносятся изменения в промышленную политику и в Беларуси. Все это необходимо состыковать. Есть вопросы, касающиеся устранения барьеров во взаимной торговле. Необходимо обсуждать создание равных условий субъектам хозяйствования Союзного государства, меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, финансовые аспекты. Потому что говорить, например, о промышленной политике в отрыве от финансово-кредитной системы просто бессмысленно. Надо обсуждать совместную поддержку экспорта и импортозамещения, межрегиональное взаимодействие в данной области.

    Важна дискуссия по кадровой политике. Мы хотим, например, проанализировать: сколько выпускников российских вузов работают по специальности, как с этим обстоят дела в Беларуси? Сколько специалистов дают нам профессиональные училища, какие специализации сегодня наиболее востребованы. Здесь важна и информационная составляющая: знают ли специалисты о возможностях Союзного государства в этой сфере, о том, что можно беспрепятственно работать на территории обеих стран.

    Конечно, необходимо обсуждать и комплексные подходы в энергетической, транспортной сферах, развитие инфраструктуры. Промышленная политика не может существовать без увязки с конкретными отраслями.

    А как сегодня, на ваш взгляд, выглядит промышленная политика Союзного государства, какую роль играют в ней союзные программы?

    Алексей Кубрин: Соглашение между правительствами России и Беларуси о проведении единой структурной промышленной политики было заключено еще сентября 1999 года. В настоящее время в области промышленной политики Союзного государства действует около 20 межправительственных соглашений. За пятнадцать лет существования Союзного государства в этой сфере было сделано немало. Только в России работает более 1000 совместных белорусско-российских предприятий, в том числе 30 сборочных производств. Взаимными поставками связаны более 8 тысяч предприятий обеих стран. Однако экономика и промышленный комплекс наших государств за это время претерпели значительные изменения, многие соглашения просто устарели. Необходимо провести анализ нормативно-правовой базы, чтобы понять, какие нормы устарели, какие новые соглашения надо подписать и что мы можем сделать, чтобы адаптировать их к современным условиям. После того как наши государства определят свои основные направления промышленного развития, будет понятно, куда двигаться Союзному государству.

    Что касается союзных программ. Доля финансирования высокотехнологической сферы Союзного государства, а это и есть союзные программы, очень скромная, всего 2,5 млрд российских рублей в этом году. Если мы возьмем межрегиональное взаимодействие России и Беларуси по вопросам машиностроения, это исчисляется миллиардами долларов. По предварительным данным, только за пять месяцев этого года суммарный оборот между Россией и Беларусью в машиностроительной сфере превысил 5 млрд долларов. Тем не менее эти доли процентов, которые реализуются в рамках Союзного государства, являются одним из важнейших направлений. Можно задать вопрос: почему? Потому, что именно здесь каждый год реализуется три-пять инновационных проектов, которые позволяют отраслям в дальнейшем решать важнейшие вопросы.

    Например, в космической сфере мы решили такую важнейшую задачу, как единая нормативная база России и Беларуси. Если по другим технологиям и отраслям надо еще стыковать электронную компонентную базу, технические условия, ГОСТы, действующие в России и Беларуси, то здесь уже можно спокойно работать и реализовывать совместные проекты. Современные технологии в области электроники позволяют в рамках союзных программ выйти на такие характеристики, которые не уступают ведущим мировым образцам. Наши работы легли, например, в основу развития суперкомпьютера. Есть удачные разработки в области биотехнологий, удалось получить лактоферрин человека из козьего молока. Это настоящий прорыв! Есть масса других проектов и замыслов. Сейчас, например, идет работа над ДНК-технологиями, есть проекты в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве... Скажем так: точечные, но крайне важные.

    Возвратимся к форуму. На какой результат рассчитываете?

    Алексей Кубрин: Важно, чтобы итогом форума стало принятие конкретных документов. В них должны быть как минимум расставлены акценты, куда двигаться дальше, как формировать дальнейшую деятельность Союзного государства.

    Поделиться