Новости

03.09.2015 00:20
Рубрика: Экономика

По "Осударевой дороге"

В Карелии восстанавливают маршрут Петра I
В Карелии до сих пор ищут знаменитую "Осудареву дорогу" - исторический артефакт, известный каждому школьнику. Это 174 версты (260 км), которые по лесам и болотам преодолели солдаты и крестьяне за 8 ходовых суток. Благодаря новому секретному пути Петр I в 1702 году провел гвардейцев Семеновского и Преображенского полков и протащил волоком два фрегата от Белого моря к Онежскому озеру. Благодаря чему одержал победу над шведами и вывел Россию к Балтике.

Накануне 170-летия Русского географического общества участники общественного проекта "Осударева дорога" организовали 13-ю экспедицию в Беломорском районе Карелии. Они вели поиск отрезка дороги, соединяющей Щепотеву гору с переправой через реку Суму вблизи Пулозера. Отыскали 5 новых фрагментов трассы, которые вместе с ранее обнаруженными могут сложиться в единый путь.

Мужицкая расчетливость

Наказ на строительство, датированный 8 июня 1702 года, был дан Петром I и главой Посольского приказа Федором Алексеевичем Головиным. Он поручал Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, Ипату Муханову, а вслед за ними Автоному Головнину и Михаилу Волкову, поручику и адъютанту, провести "опись проведывания ближайшего пути".

Работу начали в 20-х числах июня 1702 года. А уже 14 июля Щепотев и Муханов с "Осударевой дороги" сообщили Петру в Архангельск: "А дорога вся в отделке". Фактически на ее строительство потребовалось 20 суток, что можно считать мировым рекордом.

Значительная часть маршрута проходила по низинам. Болота требовали особого обустройства, укладки гатей со сложной конструкцией. В тайге пилили и рубили деревья, выкорчевывали пни, на обочину откатывали валуны.

- Ширина дороги - три сажени, примерно 6,5 метра, - говорит участник экспедиции Сергей Никулин. - Мы ее научились видеть, даже если там сплошной лес. Заметны края, камни. Всегда измеряем рулеткой, и ширина везде почти одинаковая. Очень мудро сделана дорога. Найдены варианты с наименьшими трудозатратами. Это не ленивость русского мужика, а его природная расчетливость. Экономия собственных сил.

- Некоторые исследователи считают, что Петр приказал сделать дорогу для перехода лишь гвардейцев, фрегаты же на самом деле не перетаскивали...

- Советую прочитать книгу доктора исторических наук Павла Кротова "Осударева дорога 1702 года: пролог основания Санкт-Петербурга". В ней подробно и убедительно описаны мотивы прокладки "царской дороги", все этапы ее строительства, организации волока судов и передвижения войска. Автор отыскал челобитную крестьян, которые как раз и тащили фрегаты. Кроме того, в Карелии опубликован в современной орфографии Соловецкий летописец, где сказано о двух яхтах. В походном журнале Семеновского полка есть упоминание о судах. Да и зачем тогда было делать такую широкую дорогу, если она предназначалась только для перехода людей и подвод?

Почтовая гоньба

Началась же "Осударева дорога" с почтовой гоньбы. Создали просеку, на болотах положили гать на три бревна, по которой всадники возили почту и документы. Потом по этой же самой ниточке и проложили весь путь. Участники экспедиции в предыдущие годы нашли эти самые три бревна на болоте. Они датированы и определены 1702 годом. Это утверждают карельские ученые-географы, проведшие анализы по определению возраста древесины, на которые ушло несколько лет.

- Но как можно без современных приборов, техники возвести дорогу за такое короткое время?

- Использовали уже имеющиеся тропы между деревнями, дорогу возле реки. Помощники Петра знали морское дело, навигацию, умели обращаться с компасом и астролябией. Были хорошо знающие местность проводники, - говорит Сергей Никулин.

- Есть версия, что дорогу строили методом метро, шли навстречу друг другу.

- Это не так. Судя по источникам, каждая волость на своем участке строила. Наметили, гоньбу сделали, чтобы всадники могли передвигаться, и все разом начали. На три нитки наложили настил из бревен. Использовали новгородскую технологию: сначала делается продольная осевая подпорка и на нее уже кладутся поперечные бревна. На болоте возле реки Нюхчи мы нашли часть трассы, заросшей мхом. Когда идешь по такому "ковру", чувствуешь пол под ногами. Лопатами скрутили "ковер", а под ним бревна. Строили эту дорогу 5 тысяч крестьян.

Сам же марш длился 8 суток. Петр I высадился на Вардегорском мысу. Из начального пункта написал своему союзнику в войне против Швеции польскому королю Августу II 17 августа 1702 года. Написал и по завершении похода, уже из Повенца, тоже польскому королю - 26 августа. Как отметил историк Михаил Данков, Петр возглавлял войсковую группировку в составе 5 батальонов лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, это 4 тыс. солдат. Большая свита, куда входили представители духовного синклита, иностранные послы, дипкорпус, а также любимчики царя по "марсовым потехам", челядь. По существу, здесь были все "сливки" московского двора, большинство боярской думы, весь генералитет.

Кстати, память об этом беспрецедентном переходе осталась до сих пор. Еще в 1970-х годах карельские филологи собирали топонимы. Так вот, местное население до сих пор использует термин "государев клоч" - это насыпной холм, который специально сделали для царя. Он здесь отдыхал и обедал, отдавал приказы. Холм существует и поныне. "Гора Щепотева" связана с именем Михаила Щепотева, сержанта Преображенского полка, которому Петр дал наказ на строительство. И сегодня деревенские жители Нюхчи ходят охотиться и рыбачить по "Осударевой дороге".

Болотоведы врать не будут

- Вещдоки - ядра, штыки, даже пуговицу найти трудно. Но есть другие способы определения возраста дороги - дендрохронологический, радиоуглеродный и биологический анализы. На кафедре географии Петрозаводского госуниверситета создана уникальная шкала, с помощью которой возраст "ископаемой древесины" можно определять с точностью до года, - говорит руководитель экспедиции Александр Шелехов.

К анализу привлекались ученые биологи и болотоведы из Карельского научного центра РАН. И они представили очередные доказательства принадлежности обнаруженных фрагментов "царской дороги" к началу XVIII века.

- Хотим хотя бы один отрезок дороги сделать доступным для туристов и всех любителей истории, - сказал корреспонденту "РГ" Сергей Никулин. - Опубликуем его точные координаты.

Мнение

Павел Кротов, профессор Института истории СПбГУ, академик Академии военно-исторических наук:

- "Осударева дорога" вошла в историю России прежде всего царским шествием 1702 года. Тогда расширенная в самые кратчайшие сроки крестьянами-поморами трасса позволила воплотить замысел монарха об отвоевании у шведов первого участка побережья Балтийского моря. Именно там Петр I мыслил основать будущую столицу, начать строить Военно-морской флот, чтобы ввести Россию в узкий круг сильнейших военно-морских держав. Планом на 1702 год предусматривалось овладеть крепостью Нотебург в истоке Невы из Ладожского озера, затем весной 1703 года - крепостью Ниеншанц в устье Невы. Царский замысел увенчался успехом, и в 1703 году был основан Санкт-Петербург. При жизни Петра I "Осударева дорога" использовалась для перевозки продукции железоделательных Петровских заводов из Обонежья на Соломбальскую верфь у Архангельска, перевозки грузов из Архангельска к Санкт-Петербургу, для почтовой связи. Это было важно, но геополитического расклада в Европе уже не меняло.

Инфографика "РГ"/Михаил Шипов/Леонид Кулешов/Мария Пахмутова
Экономика Туризм Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Карелия Развитие туризма в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники