Под Таганрогом начал разрушаться замок миллионера

Пока чиновники разрабатывают проект реставрации, члены общественного движения "Мой фасад" проводят акцию по спасению единственной сохранившейся на Дону сельской усадьбы ХIХ века.

До революции здесь находилось имение Елены и Александра Лакиеров. Глава семьи - автор труда "Русская геральдика", изданного в 1855 году в Санкт-Петербурге, Елена - дочь богатого грека из знатного рода Варнацци. Удивительно, но бытовой уклад прежних хозяев повлиял на образ жизни не одного поколения обитателей поселков, прилегающих к усадьбе, - Золотой Косы и Лакадемоновки. Замок рушится, и местные жители чувствуют себя как у разбитого корыта.

Замок из красного кирпича, возведенный в псевдоготическом стиле, - в аварийном состоянии. Море обрушает берег и неумолимо приближается к строению. Старая ветряная мельница, которую построили в имении прежние хозяева, уже упала в воду. Тем не менее она до сих пор числится в реестре министерства культуры как памятник регионального значения.

Заброшенная усадьба стоит на берегу Азовского моря, в 30 километрах от российско-украинской границы. Здесь не слышны выстрелы, только шумит листвой большой яблоневый сад и плещется море. Открыть двери замка нам пообещала директор местного Дома культуры Галина Годунова. Почти полвека в особняке располагался клуб. Но вот уже лет десять как он переехал из замка в местную школу.

Вместе с Галиной - целая делегация: художественный руководитель клуба Сергей Годунов, женщины, которые раньше сами занимались в кружках Дома культуры, а сейчас - их дети. Подъехал директор школы с учениками. Из Ростова прибыли активисты общественного движения "Мой фасад", организовавшего акцию по спасению усадьбы Лакиеров. Объявлен сбор денег на крышу замка. Людям, пожертвовавшим средства, взамен предлагают экскурсии по историческим местам Таганрога и памятные сувениры.

Глава поселковой администрации в целях экономии отключил в замке отопление, и вскоре обвалилась крыша. Она рухнула прямо в центр старинного зала, из которого на второй этаж вела витая чугунная лестница. После ремонта, который делали еще в 70-х годах прошлого века, она пропала. Впрочем, тогда много чего недосчитались.

- Разобрали камины, сбили лепнину с потолков, бесследно исчезла огромная бронзовая люстра, - перечисляют "недостачу" мои собеседники. Зато стены "освежили" пластиком, имитирующим кафельную плитку, вместо люстры вкрутили современные плафоны и повесили большой портрет Ленина. Круглые окна, которые шли по периметру здания, почему-то заложили кирпичом.

Чтобы в замке стало светлее, худрук отпирает дверь, ведущую к веранде, заросшей диким виноградом. Открывается чудесный вид на Таганрогский залив. Хочется посидеть здесь с бокалом вина и, дождавшись вечера, полюбоваться закатом. Бывшие хозяева особняка, вероятно, так и поступали, когда приезжали сюда из города.

- Здесь всегда кипела жизнь, - с горечью вспоминает Галина Годунова. - Работали кружки, в них занималась не только детвора, но и взрослые. Крутили кино, проводили концерты и дискотеки. Вы не представляете, как для села важен клуб. В этом году ураган снес крышу клуба в Бессергеневке, и местные жители поставили в магазине копилку, насобирали 200 тысяч рублей и на эти деньги ее отремонтировали.

А в Золотой Косе это не простой сельский клуб. Это Дом культуры в замке Лакиеров. На Лакиерах воспитывалось не одно поколение школьников.

Юные краеведы даже составили маршрут по имению "Золотая экономия". Елена Марковна Лакиер, пока супруг писал научные труды, организовала целую инфраструктуру, которой бы позавидовал председатель успешного колхоза или глава администрации. Потом хозяйством стали заниматься ее сыновья Иван и Марк. По воспоминаниям местных жителей, Александр Лакиер был человеком необычным. Любил сидеть на деревьях и читать книги. А вот родственники имели недюжинный талант ведения сельского хозяйства. Предприятие "Золотая экономия Лакиеров" процветало. В имении были разбиты шелковичные и фруктовые сады, виноградники. Делали прекрасное вино "Мускат", которое Марк Александрович возил на выставку за границу.

В хозяйстве трудилось много наемных рабочих. Здесь были мельница, водокачка, скотный двор, кирпичный завод, где делали черепицу и кирпич с клеймом "Золотая экономия Лакиера". Сельхозпродукцию хранили в леднике.

"Золотая экономия" кормила местных жителей и в советское время. На крепкой базе буржуйского хозяйства был организован плодоовощной совхоз. Постепенно все пришло в упадок.

Год назад на кладбище в Таганроге перезахоронили останки Елены и Александра Лакиеров. Их обнаружили случайно: стали расчищать мусорную свалку и наткнулись на склеп.

- Это необычный склеп. Он сделан как подвал, внутрь которого вели распашные ворота. В сводчатой комнате стояли гробы из белой жести со следами варварского разграбления, - рассказывает кандидат педагогических наук и любитель истории Таганрога Екатерина Трубникова. - В склепе находилось 12 скелетов и только два черепа - взрослый и детский. Мы пригласили медиков-криминалистов, которые провели идентификацию черепа, используя методику фотосовмещения. Исследования показали, что это были останки Александра Лакиера. Предположительно рядом находились останки его жены. С помощью жителей Таганрога склеп полностью восстановили. Вход в него сделали в виде открывающейся кованой книги, украшенной гербом Лакиеров.

В Ново-Лакадемоновской средней школе создали музей, дети разыскали потомков Лакиеров, живших в Люксембурге и Аргентине, и стали с ними переписываться. По их просьбе Жан-Мишель Капезюс, гражданин Люксембурга, приезжал на родину предков. Три школьницы написали большое исследование, посвященное семье Лакиеров. Жан-Мишель поблагодарил девочек и даже премировал.

С просьбой отремонтировать здание местные жители обращались в министерство культуры Ростовской области, в поселковую, районную, областную администрации и даже писали лично Владимиру Путину.

- В начале этого лета в усадьбу приезжал представитель районной администрации и сообщил, что на обследование памятника регионального значения выделено 500 тысяч рублей, - говорит Галина Годунова. - Нам заявили, что работы будут вестись поэтапно. Сначала надо разработать проектно-сметную документацию. Реставрация намечена на 2017 год. Но, я так думаю, и проект не успеют разработать, как здание развалится по частям!

Кстати

В 2004 году власти Таганрога учредили почетный знак Александра Лакиера "Сподвижнику геральдики" I и II степени. Знак учрежден для награждения за личные заслуги лучших специалистов, организаторов и популяризаторов геральдики. За это время награждены 14 человек, в том числе меценаты, восстановившие семейное захоронение Лакиеров.

Мнение

Алла Цимбал, старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника

- Очень жаль, если мы утратим замечательный памятник. Это единственная уцелевшая на Дону сельская усадьба XIX века. Кроме того, это дом, в котором жил известный историк. На берегу Миусского лимана до революции было построено немало дворцов и усадеб. Они не сохранились, в том числе и усадьба атамана Всевеликого войска Донского Матвея Платова.