Почему тюменские крестьяне перестали сажать картошку

Когда-то излишки картофеля у сельских жителей активно скупали заготконторы райпо, потом - заезжие перекупщики. Сегодня в тюменских деревнях нет ни тех, ни других. Как результат, большие огороды - нынче редкость, бывшие картофельные поля заросли бурьяном.

Председатель исетского райпо Анатолий Мальцев говорить на эту тему без эмоций не может. В прежние годы его предприятие (а руководит он им уже четыре десятка лет) закупало у жителей Исетского района по десять тысяч тонн картофеля. Отправляли его в Тюмень, в северные автономии. Теперь берут в сто раз меньше - лишь для своей столовой и у своих же работников.

- Пройдите по деревне, посмотрите: половина огородов заброшена. Я сам нынче посадил всего 104 гнезда картошки. Для себя хватит, а больше выращивать бессмысленно. Заготконторы везде развалились, сбыта нет. Перекупщики, если и приезжают, то дают копейки. Я у своих работников покупаю картошку по 20 рублей, а они - по пять. И то порой рассчитываются не деньгами, а арбузами, - рассказывает Анатолий Мальцев.

Прежнюю систему закупа, по его мнению, уже не восстановить. У северян налажены каналы поставки из других регионов, даже из-за рубежа. Брать у населения продукцию, учитывая, что неизвестно, будет ли она храниться, никто не хочет. Да и самим райпо, которые еще уцелели в некоторых районах, хранить овощи тоже негде. Старых хранилищ не осталось, а строить новые - не по силам.

Для большинства селян единственная возможность реализовать выращенное - поехать на рынок. Вот только в райцентрах ту же картошку мало кто покупает, а в городе половину выручки придется отдать за аренду торгового места. Льготные прилавки - редкость. Так, на "Центральном", самом старом рынке Тюмени, таких лишь полтора десятка. Спрос, естественно, высокий. Правда, администрация уверяет: при желании место получить можно, убеждение, что на рынок не пробиться, - стереотип, нужно просто уметь договариваться. Нам даже предложили поэкспериментировать и под видом деревенских жителей попробовать получить льготное торговое место.

Что мы и попытались сделать, правда, уже на другом рынке - "Михайловском". Ответ администратора не порадовал: день аренды торгового места - 400 рублей. Бесплатных прилавков нет вообще. Хотя ранее, когда объект строили и торжественно открывали, публично заявлялось: он расширит возможности сельских жителей продавать свою продукцию, минуя перекупщиков. Обзвон остальных рынков картину не изменил. Приехать в любое время и получить льготное место предложили лишь на "Южном".

Сколько всего бесплатных прилавков для селян на рынках Тюмени, выяснить не удалось. На этот вопрос не ответили и в городском департаменте потребительского рынка. Назвали, однако, другую цифру: всего на восьми тюменских рынках чуть более 200 мест (платных и льготных) для сельхозпроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств. Много это или мало на полмиллиона деревенских жителей? Думается, недостаточно.

Впрочем, в ряде сельских районов после неоднократного обращения к этой острой теме губернатора местные власти все-таки взялись за решение проблемы. Так, в Казанском районе месяц назад создан закупочный кооператив. По словам заместителя главы Сергея Долгих, сейчас заключаются договоры с местными учреждениями соцсферы, куда будет поставляться закупленная у населения продукция. По подсчетам районной администрации, кооператив сможет сбывать школам и больницам около ста тонн картофеля и примерно столько же капусты, моркови и свеклы. Пока массовая уборка овощей не началась и цены не утверждены. Но предварительно планируется, что картофель будут принимать по 7-10 рублей за килограмм, остальные овощи чуть дороже. Местные власти очень долго искали того, кто займется закупом, потому как желающих нет. Ведь тот же сбор молока у населения или заготовка сена субсидируются из бюджета, а вот закуп овощей, увы, нет, отмечают чиновники. Кооператоры настроены серьезно. Взяли у местной больницы в аренду овощехранилище. В перспективе, если дело пойдет, намерены построить собственное и даже организовать закуп в соседних районах, где проблема со сбытом овощей пока не решена.

По такому же пути пошли и в Юргинском районе. Заняться овощами убедили местного предпринимателя, который закупает молоко у населения. Пока он работает в качестве ИП, но чиновники считают, что стоит создать кооператив - у муниципалитета будет больше возможностей помочь: к примеру, передать в пользование оборудование. Кооперативная форма собственности позволит вовлечь в бизнес население: став пайщиками, крестьяне будут иметь гарантию, что их урожай не пропадет.

При этом все в один голос говорят: организовать массовый закуп овощей не получится, пока в регионе не появятся мощности по их переработке. Хотя корнеплодов в Тюменской области всегда производилось с избытком, а разговоры о необходимости создания перерабатывающего предприятия ведутся много лет, дело не движется. Только по картофелю рассматривали несколько вариантов - от производства спирта до изготовления чипсов и крахмала. Строить маленький заводик невыгодно, серьезный же проект стоит больших денег, и пока желающих реализовать его нет.

Между тем власти заверяют: в это направление стоит вкладывать. Даже готовы предложить инвесторам готовый бизнес-план: например, по производству замороженной овощной продукции. Еще до введения санкций, когда почти 80 процентов такого товара обеспечивалась за счет импортных поставок, аналитики прогнозировали, что в ближайшие несколько лет этот рынок в России ежегодно будет прирастать на 8-10 процентов. В сегодняшних условиях, судя по всему, рост окажется выше, ведь только в 2013 году, по неофициальным данным, в страну завезли более 240 тысяч тонн замороженных овощей.