Принцип работы антикинотеатра таков: клиент может посмотреть фильм, поиграть на приставке, спеть караоке, побренчать на гитаре, устроить свидание или отметить день рождения в кругу друзей. Хозяева антикинотеатра предоставляют посетителю небольшой зал, технику, а также бесплатные кофе, чай и попкорн, еду можно принести с собой или заказать в соседних кафе.
- Раньше в этом помещении был ночной клуб, но потом он закрылся. В начале года я искал новые проекты для бизнеса, и мне понравилась идея антикафе, где люди встречаются, чтобы поиграть в настольные игры, послушать лекции, пообщаться. Такой интеллектуальный отдых - это здорово. Я уже готов был начать разрабатывать концепцию, но подумал, что тусовка антикафе все же напоминает студенческую. Люди знакомятся, появляется своя компания... Но мне хотелось, чтобы в моем заведении собирался более широкий круг людей. Стал искать идею, отличную от того, что уже есть в городе. Случайно наткнулся на сайт антикинотеатра в Москве и понял: это то, что надо! У нас нет подобных мест для подростков и молодежи. Приходить к кому-то в гости, чтобы поиграть на приставке, не всегда бывает удобно. Снимать для этого квартиру - накладно. А в формате антикинотеатра человек снимает на некоторое время зал и может провести в нем время со своими друзьями, как ему угодно, - рассказывает владелец нового заведения Илья Тагинцев.
Начиная столь необычный бизнес, команде удалось сэкономить: после ночного клуба осталась техника, отремонтированные залы, мебель, бар и даже небольшая сцена. Люминесцентные лампы навели на тему космоса в дизайне, поэтому предприниматель сделал лишь косметический ремонт, чтобы залы кинотеатра были оформлены в едином стиле. Плюс обновил часть мебели и закупил HD-проекторы, x-box, игровые приставки, часть аудиосистемы. В итоге на оснащение антикинотеатра с тремя залами потребовалось не более 350 тысяч рублей.
- Мы работаем совсем недавно. В первую неделю зал снимали всего пару раз, во вторую - уже значительно больше, сегодня даже отмечают день рождения. Если все будет нормально, надеюсь, что вложения окупятся через полтора месяца. Для этого нам нужно, чтобы залы были заняты минимум треть рабочего времени, - подсчитывает Илья.
Вряд ли на старте можно определить, насколько успешно пойдет дело. Предприниматель пока таким вопросом не задается.
- Проект показался мне любопытным. Конечно, я мог работать с московскими коллегами по франшизе, но очень хотелось создать антикинотеатр самому, это интересно. Я не проводил углубленных исследований, не смотрел статистические данные, не изучал спрос. Поэтому прогнозировать, как пойдет дело, сложно. Но надеюсь, что все будет хорошо, идея понравится и мы сможем создать целую сеть антикинотеатров, - оптимистично заявляет Илья.
Предприниматель планирует к весне открыть еще один, а то и два антикинотеатра в спальных районах города: он считает, что именно там людям не хватает подобных мест для встреч с друзьями. Вполне возможно, они окажутся востребованными.
Несколько лет назад в Екатеринбурге появились похожие заведения - антикафе. Мы решили узнать, прижился ли на Урале этот формат. И оказалось, что антикафе не только размножились, но и, в отличие от стандартных заведений общепита, ничуть не пострадали от глобальных финансовых неурядиц.
- Может быть, кризис и есть, но мы его не замечаем. Наше заведение открылось в октябре 2014 года, мы находимся на этапе роста. В среднем к нам приходит в месяц не менее тысячи человек, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель антикафе "Автограф" Андрей Бородеев.
- Нынешний кризис точно никак не касается антикафе. Для нас это разве что повышение цен на кофе и чай, - поддерживает коллегу директор "Совушек" Тереза Комлик.
Трудности у предпринимателей, конечно, возникали, но связаны они не со снижением платежеспособности клиентов, а с сезонностью работы. Летом посетителей традиционно меньше. Но в холодный период их достаточно, чтобы выйти на самоокупаемость и иметь небольшой доход.
- Подсчитать количество клиентов сложно - оно сильно колеблется. Мы зависим от государственных праздников, периодов отпусков, погоды, времени года и, естественно, от студенчества. Студенты на сессии - и клиентов мало. Но вот они успешно сдали экзамены - и у нас полно посетителей. Впрочем, это особенность не только антикафе, а всех заведений общепита, - подчеркивает Тереза Комлик. - Летом у всех антикафе были тяжелые времена, но наши затраты и зарплаты сотрудников остались на прежнем уровне.
Предприниматели также отмечают, что плата за аренду помещений остается стабильной.
- У некоторых заведений ставка стала даже ниже, - рассказывает директор "Коммуникатора" Ярослав Кропотухин. - В этом плане мы не ощутили негативных изменений.
Надо сказать, что владельцы антикафе и сами не сидят сложа руки, а стараются привлечь целевую аудиторию, организуя интересный досуг. Например, лекции на злобу дня.
- Мы работаем по трем направлениям: бизнес, семья и культурные мероприятия. Для предпринимателей проходят обучающие игры, семинары. Мы заметили, что молодежь ими активно интересуется. Сложно сказать, повлиял ли на это кризис, но люди хотят знать, как планировать свои финансы, как заработать. Спрос на такие лекции растет, - отмечает Андрей Бородеев.