Еще в начале лета руководитель и режиссер студии Евгений Бочарников обратился к общественности с просьбой поддержать его воспитанников, но, к сожалению, откликнулись немногие. Удалось собрать лишь пару тысяч рублей. Между тем юные актеры и их наставник не отчаиваются. Сценарий будущего спектакля, который в необычном театре планируют поставить к новогодним праздникам, уже написан. Это будет "Царевна-лягушка", и на днях ребята планируют приступить к репетициям.
Обособленно, как театр детей с ограниченными возможностями здоровья, эта общественная организация зарегистрировалась лишь пару лет назад. До этого много лет подряд театр работал при студии изобразительных искусств для детей-инвалидов, которую создавала мама нынешнего режиссера Людмила Бочарникова. Сам Евгений в ту пору был еще мальчишкой и занимался в студии вместе с другими ребятами.
- В 2004 году мы первый раз решили провести новогодний утренник собственными силами. Нам понравилось. Я тогда даже играл роль Деда Мороза. С тех пор начали ставить спектакли регулярно. Потихоньку студия разрослась, - вспоминает Евгений.
Сейчас в основном составе театра 14 ребят, еще примерно столько же участвуют в массовках. Возраст актеров - от 5 до 13 лет. Диагнозы у ребят разные. У кого-то - ярко выраженные, как, например, детский церебральный паралич или умственная отсталость, а у кого-то внешне незаметные - диабет или плохое зрение. В этом году в качестве эксперимента впервые роли в театре дали и детям с синдромом Дауна.
Режиссер признается, что остался доволен игрой юных актеров. У каждого из них свой талант, уверен Евгений, нужно лишь внимательно присмотреться к таким детям. Так, одной девчушке, как неожиданно выяснилось, очень нравится изображать Надежду Кадышеву: она в точности повторяет практически все ее движения. Для артистки смастерили кокошник, сшили сарафан. Вместе с ней на сцену выходит мальчик, который хорошо танцует и очень быстро запоминает движения. Получившийся номер вошел в спектакль.
- Пугает лишь первое занятие с такими детьми. А потом страх проходит, начинаешь к ним относиться как к обычным детям. Да, репетиции порой идут очень тяжело и медленно. Такие дети устают быстрее, и настроение у них более переменчивое. Они могут даже отказаться репетировать. Но ничего страшного. На каждую роль у нас есть дублер, подсказчики. Во время спектакля кто-то может выйти и поправить на сцене ребенка. Обычно это делают здоровые детишки, тоже наши артисты. Мы сразу распределяем, кто за кого отвечает, - рассказывает наставник.
Надо сказать, что самому Евгению всего 26 лет. Только в этом году он окончил местный институт культуры и искусств. По образованию - режиссер. На вопрос, почему решил взвалить на себя столь нелегкую ношу, отвечает, что все произошло само по себе, а работать с особыми детьми ему нравится. На эту тему Евгений даже защитил диплом. Получилось большое исследование, которое теперь как методическое пособие вполне могут использовать педагоги, только начинающие работать с особенными актерами. Более того, сейчас к работе с такими ребятишками молодой режиссер пытается привлечь и своих коллег. Готов подсказать, научить, поделиться наработками. Правда, пока на это никто не решается.
- Талантливые ребята есть. Даже среди тех, с кем я учился. Но им нужна хоть какая-то материальная поддержка, - говорит Евгений.
Пока ее нет, даже несмотря на то, что сам Евгений состоит в Молодежной общественной палате при областной Думе.
- Иногда помогают депутаты, но пока в приоритете спорт и здоровая молодежь, а далеко не инвалиды, сколько бы о них ни говорили по телевизору. Даже в грантовых конкурсах молодежные проекты отбирают в первую очередь, - сетует Евгений.
Впрочем, несколько грантов детский театр выигрывал. И они стали очень хорошим подспорьем. До недавнего времени юных артистов в студии даже бесплатно кормили, ведь дети приезжают со всех районов города и порой остаются в театре на полдня. Сейчас такой возможности, вероятно, уже не будет. С учетом того что ребятишки собираются два-три раза в неделю, на питание нужно не так много - около 8 тысяч рублей в месяц, но сейчас нет и этих денег. Их нет и на бензин, а потому имеющийся у театра микроавтобус пока стоит на приколе. Хотя родители некоторых юных актеров, которым сложно самостоятельно передвигаться, очень хотели бы, чтобы детей подвозили. Болит голова у руководства театра, что уж скрывать, и еще от одной проблемы - коммунальных платежей. Здание передано студии в благотворительную аренду, и денег за него город не берет. До прошлого года не начислялась и плата за коммуналку. Но после изменения законодательства театру начали приходить счета. Пока долг копится. Артисты и их наставники надеются, что в Тюмени найдутся неравнодушные люди, которые помогут.
Многих актеров необычного театра жители окраинного микрорайона Войновка знают в лицо, ведь каждый год к Дню защиты детей и новогодним праздникам студия дает по два-три представления, на которые собираются 150-200 зрителей. Некоторые артисты даже стали настоящими знаменитостями. Максим - в их числе. У него тяжелое заболевание. В студии он занимается практически с момента ее основания. Сейчас парню уже около 30, но он до сих пор играет. Очень добрый и позитивный - так говорят о Максиме знакомые. Как и все артисты, он сильно радуется, когда его поддерживает публика. А еще Максим сочиняет стихи, хотя в школе не учился. Интересно, что пишет он их практически на ходу. Подходит на улице с листом бумаги и ручкой к прохожим и просит записать под диктовку. Когда видишь эти необычные, исписанные разными почерками листы, а их у Максима сотни, возникает особое ощущение. В театре парню даже помогли издать небольшой сборник. Выбрали несколько лучших стихов, нашли спонсоров и напечатали триста экземпляров.
Евгений Бочарников уверен: театральная деятельность - очень сильный инструмент для развития не только здоровых, но и особых детей. Занимающиеся в студии ребята меняются буквально на глазах, говорит он. У кого-то улучшается речь, у кого-то память, проходит скованность, исчезают или сводятся к минимуму навязчивые движения. В общем, ребята раскрепощаются. Зачастую страдающие плохим развитием речи и моторики ребятишки не могут одновременно говорить и четко выполнять движения. Игра на сцене помогает решить и эту проблему. Один из мальчиков, практически не владевший речью, после репетиций и театральных тренингов разговорился, а позанимавшись в театре несколько лет, потом даже ушел в цирк. Другой юный актер поступил в художественную школу.
Театр для детей с ограниченными возможностями здоровья: г. Тюмень, ул. Боровская, 2б.
Тел. (3452) 53-11-78.
Все, кто желает помочь театру материально, могут обращаться в тюменскую редакцию "РГ".