Дмитрий Валерьевич, с 1 января ваше управление занимается контролем цен в ОПК на территории УрФО. Для Урала, где сосредоточено 40 процентов российской оборонки, эта тема очень актуальна.
Дмитрий Шалабодов: Да, мы получили право отслеживать всю цепочку ценообразования по военным и специальным изделиям. С сентября начнется серия внеплановых проверок в Свердловской и Челябинской областях, поводом для них стали предписания прокуратуры (подробности читайте в спецвыпуске "РГ" 9 сентября 2015 года. - Прим. ред.).
Совсем недавно президент принял решение о присоединении к ФАС Федеральной службы по тарифам. Чего ждать от слияния двух надзорных структур?
Дмитрий Шалабодов: Раньше ФАС могла контролировать только правильность или неправильность применения утвержденного тарифа, а сейчас - его структуру. Речь идет о формировании платы не только за ресурсы, но и за техприсоединение. Также в сферу контроля попала та самая инвестиционная составляющая в тарифе, которая, по идее, должна направляться на ремонт и строительство новых объектов.
Региональные энергокомиссии (РЭК) никто не упраздняет, но контроль за их работой возложен на ФАС, а также установление предельных нормативов для каждого субъекта Федерации, на основе которых РЭК будут утверждать тарифы для муниципалитетов. Причем эти тарифы могут быть пересмотрены центральным аппаратом ФАС, если поступит соответствующая жалоба.
За год в стране выявляется 200-250 картелей, из них 10-12 - на Среднем Урале. Это много или мало?
Дмитрий Шалабодов: Все зависит от активности регионального антимонопольного органа. В моей практике в Тюмени за год выявлялось 5-6 случаев, но там и количество сотрудников УФАС было вдвое меньше, чем в Свердловской области. Вместе с тем в России есть территории, где вообще не фиксируют картели. Сложно, к примеру, говорить о сговорах на Чукотке, где всего 50 тысяч населения.
Но ведь бизнес там тоже есть.
Дмитрий Шалабодов: Статья 178 УК РФ сильно изменилась. Если раньше были небольшие пороговые значения для картелей, то теперь это миллиарды рублей. То есть в уголовном порядке будут наказывать только очень крупные компании, которые имеют большие обороты и могут нанести серьезный урон рынку. Если два ИП договорились установить одинаковые ценники на хлеб где-нибудь в сельской местности, это не такой уж мощный удар по конкуренции. Их можно пожурить, но в тюрьму сажать не стоит. А вот если в сговор вступает крупный бизнес и наносит тем самым ущерб государству на миллиарды рублей, меры воздействия должны быть адекватными - до семи лет лишения свободы и штраф в размере 15 процентов годовой выручки.
Буквально несколько месяцев назад мы проводили в Екатеринбурге мероприятия по раскрытию картелей. Один сговор касался, к примеру, производителей кабельной продукции для нефтехимии. Четыре завода фактически поделили весь российский рынок, договорились об участии в конкурсах, о цене и т.п. Смысл проведения аукционов в данном случае вообще теряется.
Возьмем другой пример - из сферы образования. В Екатеринбурге одно из дел было возбуждено по заявлению представителей языкового центра, утверждавших, что конкуренту предоставлены небывалые преференции. Проверка показала: языковой центр "Yes" очень дешево арендовал в 29 учебных заведениях классы - в одном, к примеру, всего за 219 рублей в месяц. Можно сказать, практически бесплатно получал доступ к целевой аудитории. А сколько стоят курсы, мы все знаем, то есть прибыль была существенной. На все школы и их директоров наложены административные штрафы - по 100 тысяч рублей на юрлицо и 20 тысяч на руководителя.
Почему административные дела по картелям так редко выливаются в уголовные?
Дмитрий Шалабодов: Вы правы: пока в стране всего одно дело доведено до реального приговора директору компании - в Нижнем Новгороде. Не берусь комментировать действия МВД, но позиция ФАС однозначна: мы направляем материалы для возбуждения уголовного дела только в том случае, если наши действия обжалованы в суде, который подтвердил факт сговора.
Какова вероятность сговоров в торговле продуктами? Мы же видим, что цены выросли повсеместно.
Дмитрий Шалабодов: Это еще не значит, что есть сговор торговых сетей. Существует понятие гонки за лидером: по экономической сути это не картель. Допустим, одному предприятию поставщик сахара поднял отпускные цены, магазин посчитал, что реализовывать товар на прежних условиях невыгодно и повысил его розничную стоимость. Конкуренты посмотрели и сделали то же самое. Оптовых поставщиков штрафуют каждый год, но, видимо, прибыль настолько перекрывает наказание, что они все равно продолжают поднимать цены.
То же самое происходит с бензином. "Газпром нефть", "Лукойл" и "Роснефть" суммарно заплатили 17 миллиардов рублей штрафа, но их это не останавливает. Цены на топливо потихоньку ползут вверх, хотя вообще в Свердловской области динамика их роста в два раза ниже, чем официальная потребительская инфляция.
Что касается продовольствия, то здесь наиболее резкий скачок был зафиксирован в ноябре-декабре 2014-го, когда ввели эмбарго, а новые связи бизнес еще не наладил. Через пару месяцев все пошло на спад. С августа прошлого года в наше управление поступило 92 жалобы на удорожание продуктов, по всем сделаны запросы, плюс проведено шесть внеплановых проверок - картелей не выявлено.
Надо отметить, что картельные дела самые сложные, поскольку необходимо доказать преднамеренность действий и выгоду, которую получили участники антиконкурентного соглашения. Как правило, эти расследования строятся на косвенных доказательствах, но иногда нам везет и удается получить прямые, к примеру электронную переписку. Замечу, что ФАС имеет право без судебного решения получать доступ к информации и изымать документы на предприятиях. Это сделано, чтобы у подозреваемых не было возможности уничтожить улики.
Еще один проблемный для Екатеринбурга рынок - рекламный.
Дмитрий Шалабодов: Активно им занимаемся. За полгода возбудили 230 дел, из них девять - по неэтичной рекламе и 190 - по несанкционированным смс-рассылкам. Буквально на днях МТС-Урал заплатил штраф 103 тысячи рублей за спам. Намного сложнее отыскать недобросовестного предпринимателя, который сознательно регистрируется как ИП в другом регионе и шлет спам, например, через "Чечентелеком". Да и размер штрафа для физлица всего 4000 рублей, тогда как для юридического - от 100 тысяч. Сейчас мы рассматриваем несколько подобных жалоб, рассылаем запросы, но пока это больше похоже на борьбу с ветряными мельницами.
Получается, меры нужно ужесточать?
Дмитрий Шалабодов: Я не сторонник этого. В рекламной сфере санкции уже достаточно серьезные: 100 тысяч рублей для городского глянцевого журнала или районной газеты - очень крупная потеря, а для кого-то - вообще равносильно банкротству. Полагаю, целесообразно ввести дифференциацию административного наказания в зависимости от уровня дохода, что должно быть подтверждено бухгалтерским балансом.
Как не перегнуть палку в отношении бизнеса? Скажем, директор "Атомстройкомплекса" высказывал прогнозы относительно цен на жилье, а ФАС усмотрел в этом признаки правонарушения.
Дмитрий Шалабодов: Предостережение было вынесено по факту публикации статьи в электронном СМИ, где Валерий Ананьин заявил: цены будут установлены в конкретном диапазоне и снижения ждать не стоит. Фактически другим участникам рынка публично задан ценовой ориентир, что можно рассматривать как признак нарушения статьи 11 ФЗ-135 о защите конкуренции. Сейчас будем следить, как поведут себя другие строительные компании. Если увидим, что ценники везде выравниваются, возбудим дело о сговоре.
Подчеркну: принципиальная разница между экспертом и руководителем фирмы в том, что первый, высказываясь о том или ином сегменте рынка, не заинтересован в нем как хозяйствующий субъект. Антиконкурентное соглашение может быть только между бизнес-игроками.
По итогам 2014 года Свердловская область заняла 16 место в федеральном рейтинге интенсивности конкуренции. По каким критериям он составляется?
Дмитрий Шалабодов: По сути, это оценка работы региональных властей. В первую очередь ФАС анализирует макроэкономические показатели, данные органов статистики и ФНС, показатели госучастия в хозяйственной деятельности, количество заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. Также ежегодно сравнивается уровень конкуренции на сопоставимых рынках в разных субъектах РФ. Отчеты эти открыты и размещаются на сайте ФАС.
Они учтены в программе развития конкуренции Свердловской области, которая сейчас разрабатывается?
Дмитрий Шалабодов: УФАС практически выступило инициатором создания этого документа, но утверждать его будет, конечно, область. У каждого региона есть особенности развития конкуренции. К примеру, федеральный стандарт регламентирует к 2016 году 75 процентов межмуниципальных и внутримуниципальных автоперевозок распределять на аукционах, а во многих среднеуральских муниципалитетах этот показатель уже достигнут. Зато в сфере дошкольного образования сохраняется большой потенциал для развития конкуренции за счет частных детсадов. В 2013-м в Тюменской области пошли именно по этому пути и добились успехов.
Три года назад "болевой точкой" региона были нарушения в сфере муниципального управления. Что изменилось сегодня?
Дмитрий Шалабодов: До сих пор 68 процентов жалоб, поступающих в УФАС, - на действия органов местного самоуправления. Они совсем не содействуют развитию конкуренции. На днях мы возбудили дела в отношении администраций Екатеринбурга и Ирбита, где не проводят аукционы по выбору управляющих организаций в ЖКХ. Порядка 800 домов остаются без УК, хотя есть лицензированные компании, готовые предоставлять эти услуги, - им просто не дают. Умысел это или разгильдяйство - вопрос. Но ситуация может вылиться в уголовные дела для глав МО, если в холода где-то прорвет трубы и пострадают люди.
С 1 января 2016 года у ФАС появится новый инструмент воздействия на муниципальных чиновников: вы начнете рассматривать жалобы бизнеса на невыдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию.
Дмитрий Шалабодов: Не только муниципальных: если земли неразграниченные, привлечем к ответственности областное мингосимущество. Процедура планируется простая: если застройщик предоставил все необходимые документы, а ему в течение четырех недель не выдали разрешение на строительство или незаконно отказали, он может написать жалобу в ФАС. За первое правонарушение чиновнику грозит штраф в 4000 рублей, за повторное в течение года - от 20 до 30 тысяч либо дисквалификация на два года. Очень жесткий механизм, который, я надеюсь, будет эффективным средством борьбы с бюрократией.
То же самое касается коммерческих организаций тепло-, газо- и водоснабжения, которые выдают техусловия. Мы уже предупредили всех руководителей о вводе новых норм с 2016 года и персональной ответственности.
Тем временем
С начала 2015 года УФАС по Свердловской области взыскало 10 миллионов рублей в качестве административных штрафов, из них 1,5 миллиона заплатили должностные лица и члены государственных и муниципальных конкурсных комиссий, 1,3 миллиона - рекламодатели и распространители рекламы.