В МЭР отмечают, что "предлагаемые изменения существующих механизмов их взаимодействия могут привести к изменению цен на продукцию для конечных потребителей". Это утверждение зачастую опровергается участниками обсуждения законопроекта.
Документ предполагает несколько важных изменений в существующем порядке работы торговых организаций. Нынешние правила предусматривают, что торговая сеть имеет право попросить у производителя (или поставщика) продукции скидку не более 10 процентов от стоимости продукции за покупку большой партии. Также торговые сети могут оказывать услуги по продвижению товаров.
На практике это привело к тому, что торговые сети, имеющие на порядки большую рыночную силу, чем многие производители и поставщики продовольственных товаров, стали часто диктовать свои условия. Помимо обязательной скидки в 10 процентов партнеры сетей вынуждены выплачивать прочие вознаграждения, чтобы попасть на полку. Для этого им приходится увеличивать стоимость своих товаров, чтобы получить минимальную прибыль. Но реально маржа достается торговой сети.
Чиновники и участники рынка долгое время пытаются исправить ситуацию. В результате появился законопроект, в котором предлагается снизить размер скидки до 3 процентов или отменить ее, а также запретить любые договоры между поставщиками и торговыми сетями, не связанные с куплей-продажей.
У подобных мер есть как сторонники, так и противники. Последние утверждают, что торговцы смогут обойти любые запреты через "дыры" в законодательстве. Но на это придется тратить еще больше ресурсов, и наценки только вырастут. Сторонники такого подхода указывают, что проблему стоит регулировать через налаживание открытого диалога торговых сетей и поставщиков, а также повышение конкуренции в торговле.
В Минэкономразвития выступили против введения дополнительных запретов для торговли, объясняя это тем, что нововведения с большой долей вероятности лишь ухудшат положение дел на рынке.