Этими наблюдениями за меняющимся рынком бытовых услуг с "РГ" поделились его участники. И предложили ввести в России новый вид "бытовки" - мобильные мастерские, чтобы быть ближе к клиенту.
Химчистка с начала года снизила загрузку на 20-30 процентов, сообщил президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных Леонид Берцев. "Наша услуга - первая, на которой люди экономят, когда не хватает денег", - говорит он. Тем не менее массовых разорений в этой высококонкурентной сфере пока нет. Многие химчистки работают "по выезду", через заказы в Интернете, сокращая приемные пункты. Но найти их в радиусе 300-500 метров от дома в крупных городах все сложнее.
"Я бы не сказал, что спрос на химчистку вообще обрушился. Но ведь костюм можно почистить раз в месяц, а можно - раз в год. Сегодня наши постоянные клиенты из-за уменьшения платежеспособности меняют и свои привычки", - говорит Берцев.
И не всегда бывают правы. Например, сократились услуги по стирке и глажке постельного белья. Экономия? Не факт. В домашних условиях те же комплекты выстирать, высушить и погладить, как подсчитали специалисты, обходится дороже.
Если учесть расход электроэнергии, воды и стиральных порошков. Не говоря о 2-3 часах потраченного времени.
Некоторые услуги вообще дышат на ладан - чистка обуви, ремонт мелкой бытовой техники. Нет смысла ремонтировать электрочайники и сапоги, если можно купить новые, более дешевые, чем ремонт. "Одноразовой" электроники, дешевой обуви и одежды в продаже все больше.
Специалисты не исключают, что потребление людей с низкими доходами пойдет по "китайскому пути". Это когда покупают очень дешевую, быстроизнашиваемую и плохо восстанавливаемую продукцию, которую не надо обслуживать, а можно просто выбрасывать. Мастера бытовых услуг уже фиксируют первые звоночки такой тенденции. Хотя не факт, что это всегда выгодно. Не зря же в народе говорят: мы не такие богатые, чтобы покупать дешевые вещи.
Очень тяжело (падение выручки 20-25 процентов) приходится парикмахерским и салонам красоты. А также ателье по ремонту обуви, пошиву и ремонту одежды (15-20 процентов). "В себестоимости этих услуг импорт составляет до 30 процентов "Подошвы, клеи, набойки, фурнитура, отделка", - поясняет глава региональной Ассоциации мультисервиса Алексей Самойлов. Предприятия, даже при отсутствии отечественных аналогов, вынуждены отказываться от дорогостоящих импортных материалов в пользу более дешевых, что отталкивает клиентов.
Ремонт холодильников и телевизоров тоже встал. За "жирные" годы практически каждая семья обзавелась несколькими предметами бытовой техники. И если один телевизор сломался, есть второй. Простаивают ландшафтные дизайнеры. Отложено до лучших времен популярное до сих пор строительство водоемов и бассейнов на дачных участках.
"С апреля этого года спрос на все виды бытовых услуг проседает", - констатирует и председатель комитета по бытовому обслуживанию московского отделения "ОПОРЫ России" Дмитрий Несветов. По прогнозам опрошенных "РГ" знатоков рынка, из-за "сжатия" платежеспособных клиентов многие предприятия уже идут на крайние меры: перепрофилирование, замораживание деятельности. Персонал частично переводится на неполный рабочий день.
А что делать? У клиентов нет денег, а цена аренды выросла в разы. "Бытовке", как и всему малому бизнесу, в начале года пересчитали ставки, исходя из кадастровой оценки.
Еще одна тема - уход в "тень" парикмахеров, косметологов, ветеринаров, швей, принимающих теперь "на дому" по более низким ценам. Но и без гарантии качества. "Незаконное предпринимательство обострит ситуацию и с точки зрения нездоровой конкуренции, и уплаты налогов, и защиты прав потребителей", - говорит Самойлов.
По его мнению, социально значимые бытовые услуги в кризис нуждаются в протекционизме городских и муниципальных властей. "Если спрос на бытовые услуги падает, - говорит он, - это не значит, что люди перестают в них нуждаться. Необходимо, чтобы для любого малоимущего они оставались доступными по цене и по "географии".
Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования РАН выносят свой вердикт. "При отсутствии господдержки в ближайшее время инфраструктура бытовых услуг может радикально измениться. И в первую очередь пострадают низкоприбыльные, а значит, наиболее массовые и социально востребованные услуги населению", - говорится в свежем исследовании центра.
Потребление бытовых услуг упало впервые с 2009 года, фиксируют ученые.
Чтобы удержать отрасль от возможного краха в ближайшие 3-4 года, эксперты советуют сохранить льготные ставки арендной платы, ввести отраслевые понижающие коэффициенты для малых предприятий "бытовки". Тарифы на электроэнергию, воду, газ тоже нуждаются в "заморозке".
Почему так важно сохранить оставшиеся мастерские? Одна из докризисных тенденций - их переход в крупные торговые центры. Теперь, чтобы сделать ключ, поставить набойки или ушить брюки, часто надо еще поискать умельцев, потратиться на транспорт. Идеи о поддержке отрасли детально обсуждают в профильном комитете Торгово-промышленной палаты. Специалисты сходятся во мнении, что для нововведений нет правил, поскольку отсутствует закон "О бытовом обслуживании населения".
Тем временем оборот бытовых услуг в России в 2014 году составил 7 триллионов рублей. Терять такой рынок, согласитесь, не по-хозяйски.
И сегодня нервничающий бизнес бытовых услуг замер в ожидании анонсированного минпромторгом нового формата мобильной торговли - автолавок на колесах. Для этого министерство вносит поправки в закон о торговле. Опрошенные "РГ" участники рынка просят не забывать и про них: разрешить и бытовым услугам работать "с колес".
Петр Щелищ, глава Союза потребителей России:
- Убежден, мелкие мастерские не должны удаляться от потребителей, а напротив, идти в каждый дом. Дальнейшее развитие отрасли я связываю с привязкой к жилым кварталам.
Мастера могут работать и на дому. Почему нет? При условии, если не причиняют своим производством вред несущим конструкциям дома и неудобства соседям. И приобретают патенты.
А муниципалитеты должны вести реестр и распространять информацию среди жителей о "специальных квартирных мастерских". Создавать благоприятные условия для мелких предприятий бытовых услуг и потребителей - жителей микрорайонов можно и с помощью центров "одного окна", по типу домов быта, в которых можно починить ботинки, электронику, сдать на переделку одежду, заменить батарейку в часах, то есть совместить в одном флаконе все востребованные населением услуги.
В центрах "одного окна" могли бы также пригодиться квалифицированные электрики, сантехники, технические оценщики, которые "точечно" обслуживают жителей, образуя таким образом новый тип организации бытовых услуг.
Развивать центры, подбирать помещения на условиях дешевых услуг могли бы муниципалитеты при участии жилищных управляющих компаний.