Китайский режиссер: Я надеюсь, человечество откажется от войны

Ни один из фильмов на тему антияпонской войны не похож на "Вечерний звон", в котором Война сопротивления японским захватчикам показывается как противостояние силы человеческого духа - и китайского народа, и врага.

Кинокартина "Вечерний звон", вышедшая на экраны в 1988 году, не только завоевала признание китайской публики и была удостоена отечественной кинопремии "Золотой петух", но и покорила сердца иностранных зрителей, получила приз Берлинского кинофестиваля "Серебряный медведь", а также многочисленные награды Боготского международного кинофестиваля.

Действие картины происходит в день безоговорочной капитуляции Японии - 15 августа 1945 года. Пятеро солдат Восьмой армии, забирая тела убитых товарищей с поля боя, неожиданно встречают отряд японской армии, который еще не получил информацию о капитуляции своей страны. По словам режиссера картины У Цзыню, история начинается в день окончания войны, потому что "несмотря на то, что война в тот день закончилась, дух войны все еще не рассеялся, он по-прежнему оставался в душах и мыслях фашистов, чья психика была искажена войной".

В фильме "Вечерний звон" война не показывается как борьба не на жизнь, а на смерть, в отличие от многих других военных фильмов в нем мы видим крайне напряженную психологическую атмосферу противостояния сторон и имеем возможность взглянуть на войну с иной точки зрения, с точки зрения испытания силы человеческого духа, отмечает профессор Пекинского университета, кинокритик Ли Даосинь. Поскольку люди стали постепенно забывать о Войне сопротивления, в 1979 году, после начала политики реформ и открытости, тема переоценки войны стала особенно популярной при создании фильмов, посвященных антияпонской войне.

С 1949 по 1979 г. в материковом Китае об этой войне снято 40 фильмов. После 1979 года под влиянием политики реформ и открытости и движения за идеологическое освобождение, а также западной кинематографической концепции и военных фильмов китайский кинематограф вступил на путь "возвращения к человеческой сущности". Появилась надежда на раскрепощение истерзанной души и восстановление прерванной исторической памяти, и "Вечерний звон" стал одним из показательных произведений того времени.

У Цзыню родился в 1950-х гг. Когда режиссеры его поколения создавали фильмы о войне, с момента окончания войны прошло уже более 40 лет. "В отличие от предыдущих поколений для нас, "молодежи", главная задача заключается в том, что мы, снимая военные фильмы, должны переосмысливать войну", - говорит он.

В фильме "Вечерний звон" Восьмая армия схватывается с японской армией в ожесточенном бою, в конце концов большая часть японских солдат признает факт поражения, они поднимают руки вверх и сдаются. Но один из командующих японской армии из-за сильного психологического потрясения совершает самоубийство.

"После окончания войны мы видим не только жаждущих мира агрессоров, но и тех, кто не смог изменить свое искаженное фашизмом мышление. Я надеюсь, человечество откажется от войны и на нашей планете будет царить мир", - говорит У Цзыню.