На Восточном экономическом форуме участники специальной сессии, которую он модерировал, по-разному оценили инновационный потенциал Дальнего Востока. Были весьма жесткие высказывания, но большинством голосов пришли к выводу, что в этом будущее и стоит работать.
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко сделал акцент на том, что главное - правильно выбрать ниши, где следует внедрять инновационные технологии. И дал совет потенциальным инвесторам: "Микроэлектронику на Дальнем Востоке не надо развивать. Во всем мире вес инноваций в "пищевке" выше, чем в микроэлектронике. Я бы сделал ставку на пищевую промышленность, обработку биоресурсов моря, на глубокую переработку древесины по новым технологиям".
Несмотря на то что пока не все выглядит идеально, Анатолий Чубайс настроен оптимистично. "Мы иногда не фиксируем масштаб изменений", - заметил он. И предложил сравнить город Владивосток сегодняшний с тем, что было даже 5 лет назад. Небо и земля. И то, что предлагается сейчас инвесторам на Дальнем Востоке, это, по его мнению, огромный шаг вперед. "На Дальнем Востоке создаются условия для развития серьезных инновационных технологий", - сказал Анатолий Чубайс. Из чего же конкретно складывается этот оптимизм, "РГ" решила спросить напрямую.
Анатолий Борисович, как вы оцениваете научно-технический потенциал Дальнего Востока?
Анатолий Чубайс: В Дальневосточном отделении Академии наук есть очень серьезные заделы. Я ездил во Владивостокское, Хабаровское, Петропавловск-Камчатское подразделения научно-исследовательских институтов академии. То, что здесь уже есть, очень интересно, а в некоторых отраслях точно способно стать основой высокой науки и инновационного бизнеса. Например, по развитию биоресурсов, по биотеху.
Какие препятствия для инновационного развития региона вы видите? Преодолимы ли они?
Анатолий Чубайс: Одно из труднопреодолимых препятствий - транспортная удаленность. Правда, при этом мы подсознательно имеем в виду удаленность от Москвы, забывая о том, что Азиатско-Тихоокеанский регион - самая бурно развивающаяся экономика в мире.
Расстояние до Токио, до Пекина, до Сеула совсем небольшое. И уже начали проектироваться, строиться мосты и дороги, соединяющие государства. Скоро начнет действовать свободный порт Владивосток. То есть реально открываются границы. Этот фактор транспортной мобильности очень важен. Видение Дальнего Востока как глухого угла Земли устаревает.
Еще существенный положительный фактор - цена электроэнергии в среднем по Дальнему Востоку ниже, чем в соседних странах АТР. Созданная в последнее время нормативная база - тоже прорыв. То, что заложено в территориях опережающего развития, очень перспективно. И важны не столько даже льготы по налогам, сколько отчисления в социальные фонды. 7,6 процента - это очень хорошо. Решение по свободному порту Владивосток - тренд очень правильный. Это предпосылки, чтобы Дальний Восток превратился из депрессивного региона в бурно развивающийся, который продвигает экономику всей страны.
На форуме подписано соглашение с участием "Роснано" и "Росатома" о создании во Владивостоке центра ядерной медицины - позитронно-эмиссионной томографии. Это инновационный проект. Как быстро он может быть реализован?
Анатолий Чубайс: Центры позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) - это золотой стандарт XXI века. У нас первый, кто сделал такой проект, - это Башкирия. Затем присоединились Курск, Липецк, Тамбов, Орел. На очереди Брянск, затем Урал, Сибирь и Дальний Восток. Это сетевой проект.
Врач получает диагноз на ранних стадиях болезни, который получить невозможно никаким другим способом. А ранний диагноз - это вопрос жизни и смерти. Это эффективный инструмент, дающий возможность минимальным воздействием вылечить человека без тех ужасных последствий, которые вызывает химиотерапия. Обыкновенная компьютерная томография не показывает функционирование органа, она лишь фотографию дает, а ПЭТ дает представление о динамике, как кино. То есть это совсем другое качество диагностики и лечения.
Здесь, на Дальнем Востоке, его не существует. А уровень заболеваемости не ниже, чем в остальной России, а в некоторых регионах и выше. Поэтому мы решили внедрять эту технологию в два этапа.
Первый предполагает доставку радиофармпрепарата из Хабаровска во Владивосток. Процесс сложный, требующий множества разрешений и специальных лицензий на всех этапах перевозки. Неделю назад мы уже провели пробную доставку. Все получилось. И мы твердо убеждены, что до конца года сможем дать этот механизм тяжелым больным.
Дальше будет второй этап, по которому мы продолжаем спорить. Речь идет о том, чтобы радиофармпрепарат не перевозить, а изготавливать здесь. Надеюсь, договоримся. И надеюсь, что мы сможем перейти во владивостокском центре на почти полное российское оборудование. Самое главное в нем - это циклотрон, который изготавливает изотоп. Но для этого понадобится года полтора.