Михаил Пиотровский: За 250-летнюю историю Эрмитажа им руководили всего 14 человек

3 сентября в медиацентре "Российской газеты" состоялась презентация книги Елены Яковлевой "Михаил Пиотровский", вышедшей в серии "ЖЗЛ. Биография продолжается".

Пообщаться с директором Эрмитажа, председателем Союза музеев России Михаилом Пиотровским пришли его коллеги - руководители музеев, издатели, искусствоведы, журналисты. Презентация книги превратилась в пресс-конференцию, в ходе которой главный герой книги рассказал о многом.

По словам Михаила Борисовича, все министры, во времена которых он работал, были хорошие (а их больше, чем полдесятка). И нет ничего особенного в том, что директора музеев меняются значительно реже, чем министры, так и полагается. Например, за 250-летнюю историю Эрмитажа им руководили всего 14 человек.

Говоря о стиле руководства музеем, Михаил Пиотровский рассказал о том, на что Эрмитаж не пойдет даже ради денег. "Вовсе не значит, что если какие-то вещи не делает Эрмитаж, то никто другой не должен их делать. Например, музей Метрополитен сдает любому человеку за большие деньги для свадьбы или собственного приема свои помещения. Для них это нормально, - пояснил Михаил Пиотровский. - Эрмитаж - это императорский дворец. Поэтому там можно делать какие угодно приемы, но должны быть приемы, которые делают хозяева, которые делает сам Эрмитаж в связи с теми или иными событиями. Мы не можем называть залы именами людей, которые дают деньги. А вот в МоМа в Нью-Йорке есть комнаты, которые названы в честь замечательных искусствоведов, издателей. Люди давали деньги, чтобы назвать комнаты в честь меценатов и славных людей, им хотелось, чтобы их запомнили. И это то, что должен решать директор, где эта грань, что можно делать за деньги, а что нельзя".

Генеральный директор издательства "Молодая гвардия" Валентин Юркин назвал дебютную книгу Елены Яковлевой "блестящей работой". "На наш взгляд, это был абсолютно счастливый случай, когда два феномена - книги и музея, или наоборот, музея и книги оказались в счастливом единстве благодаря этому творческому союзу", - заявил издатель.

По словам Елены Яковлевой, когда она писала книгу, она руководствовалась принципом "сделать неясное ясным". "Как этот человек образовывался, как он выбирал профессию, как он выбирал жену. Как он выбирал точку зрения, - рассказала автор. - Моя задача сделать неясное ясным. Например, был такой момент, Михаил Борисович рассказал мне, как погибла его возлюбленная, упала с пятого этажа, разбилась. И спустя уже много, много разговоров, он рассказал, как, будучи в Средней Азии в экспедиции, он поднимался на знаменитую для востоковедов гору Мук, оттуда удивительный вид на долину, и сорвался в пропасть. Чудом остался жив, выбрался. Конечно, я не могла не поставить эти главы рядом. Мне кажется, что я не имею права на вольности интерпретационные, но мне кажется, что какие-то соединения я могу подарить читателю. Чтобы читатель сам думал и чувствовал".