03.09.2015 22:35
    Поделиться

    В российский прокат выйдет трагикомедия с Мерил Стрип "Рики и Флэш"

    С 10 сентября в российском прокате трагикомедия Джонатана Демме "Рики и Флэш" с Мерил Стрип в главной роли
    Жительнице Лос-Анджелеса Линде (Мерил Стрип) уже за 50, но она по-прежнему носит обтягивающие черные штаны, сапоги на высоком каблуке и увешанную цепями косуху. Линда (которая предпочитает, чтобы все называли ее Рики) регулярно выступает в небольшом баре, где вместе со своей группой Flash перепевает золотые хиты американского рока. В свое время она мечтала о славе и большой сцене, ради чего бросила в Индиане троих детей и богатого мужа и с несколькими долларами в кармане уехала покорять Калифорнию.

    Карьера рок-звезды, однако, не задалась - Рики зарабатывает на жизнь работой кассира в супермаркете, а концерты в шалмане лишь служат отдушиной и дают возможность поддерживать вялотекущий роман с бас-гитаристом Грегом (Рик Спрингфилд) - бодрым парнем предпенсионного возраста со старательно подведенными глазами. Однажды Рики застает врасплох телефонный звонок - бывший муж (Кевин Клайн) сообщает Рики, что их дочь Шэрон (Кила Сеттл) пыталась покончить с собой после расставания с бойфрендом. Собрав последние деньги на авиабилет, Рики возвращается в дом, из которого она сбежала много лет назад.

    Солнце встает на Востоке, Волга впадает в Каспийское море, а раз в четыре года в прокат выходят душераздирающие провинциальные драмеди, написанные одним из лучших современных сценаристов Диабло Коди для других режиссеров. В 2007 году Джейсон Райтман снял по ее дебютному сценарию "Джуно" - язвительную, безжалостную и в третьем акте становящуюся трогательной историю о подростковой беременности, завершившуюся музыкальным хеппи-эндом. В 2011 году тот же Райтман сделал еще один совместный проект с Коди - восхитительно злой и беспросветный фильм "Бедная богатая девочка". В нем героиня Шарлиз Терон после долгого перерыва возвращается в родной город в надежде вернуть былую любовь, что приводит к стыдным и печальным последствиям. "Рики и Флэш" снял режиссер Джонатан Демме - мастеровитый наследник великой эпохи Нового Голливуда, постановщик десятка добротных картин и единственного шедевра - речь, разумеется, о "Молчании ягнят".

    Очередной опыт Коди в полном метре наследует двум ее предыдущим удачным работам - она по-прежнему лучше многих объясняет пертурбации женской души, которую любит особой - мизогинической - любовью. Впрочем, наследование тут заметно не столько благодаря интонации, сколько за счет копирования собственных сюжетных ходов. Первая половина "Рики и Флэш" - более-менее парафраз "Бедной богатой девочки". Только Демме в отличие от Райтмана использует любой шанс, чтобы превратить ее ернический стиль в тяжеловесную драму. В "Рики и Флэш" с самого начала ждешь сцену, когда воссоединенное семейство, состоящее сплошь из антагонистов, сядет за стол и начнет выяснять отношения - сколь бы ни был затерт этот микросюжет, в умелых руках и при должном уровне актерской игры он всегда превращается в убойный номер. И когда эту сцену дожидаешься, то получать удовольствие от нее мешает лишь несоответствие задач, которые ставили перед собой сценарист и режиссер. Коди, похоже, писала этот эпизод, высмеивая драматургические клише. Демме превращает его в старомодную палитру блестящих актерских работ на фоне бенефиса великой Мерил Стрип.

    Так или иначе, первая часть картины - это смерть надеждам героини. Возвращение домой и налаживание отношений непутевой матери с выросшими детьми, обнажает, как принято писать в академических обзорах, экзистенциальную пустоту жизни героини.

    Перед ней во весь рост встает неприятный факт - в свое время она поставила свою жизнь на зеро, которое обернулось умножением на ноль. Но в точке, где располагался финал "Бедной богатой девочки", в "Рики и Флэш" Диабло Коди включает прием, использованный в "Джуно" - с трудом вписываясь в сюжетный поворот, она превращает историю из трагедии в жизнеутверждающую драму о том, что второй шанс есть всегда. Даже если пути назад нет, можно восстать из пепла и зажечь танцпол на чинной свадьбе - пусть и не на своей.

    За это не самое очевидное решение тандему Демме - Коди многие успели попенять, и ругающих фильм понять можно - он действительно пытается быть всем и сразу (в том числе длинным концертным номером - Стрип голосит тут регулярно). И, пожалуй, в погоне за несколькими зайцами остается без богатой добычи.

    С другой стороны, нужно быть совсем уж лишенным эмпатии снобом, чтобы всерьез ругать такое кино - сделанное взрослыми людьми для взрослых людей и про взрослых людей. Редкое, почти исчезнувшее, сочетание факторов.

    Поделиться