Эксперты: Стоимость автомобильного топлива в России будет падать

7 сентября в медиацентре "Российской газеты" состоялась пресс-конференция, посвященная ситуации на топливном рынке. На вопросы журналистов ответили Дмитрий Махонин, начальник Управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России, Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза и Антон Карпов, вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

По словам экспертов, стоимость автомобильного топлива в России будет падать. Причиной тому несколько факторов - уменьшение спроса (традиционное для зимы), снижение цен в опте, а также большие запасы сырья.

"У нас в этом году существенно выросло производство светлых нефтепродуктов, в первую очередь бензина. В соответствии с четырехсторонними соглашениями, подписанными нашими нефтяными компаниями с рядом госрегуляторов, дополнительно произошел запуск восьми установок на заводах, что привело к существенному повышению и производства и повышению экологических характеристик производимого моторного топлива", - заявил Евгений Аркуша.

В свою очередь начальник Управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин подчеркнул, что в сентябре было зафиксировано снижение биржевых котировок на 5-6%, что повлекло падение цен в крупном опте. "Это значит, что скоро бензин станет дешевле и на заправках. Продавцы топлива смогут, наконец, выйти на нормальную рентабельность продаж", - уточнил Дмитрий Махонин.

Эксперты напомнили, что цены на нефть на международном рынке и цены на автомобильный бензин в России практически никак не коррелируют. Внутренний рынок российской нефти живет своей ценовой жизнью из-за налоговой составляющей. По разным оценкам, стоимость нефти в литре бензина составляет 7-15%. Порядка 60% - это налоговая составляющая. Поэтому рост цен на бензин совпадает с повышением акцизов.

В странах, которые нефть закупают, а не производят, другой порядок ценообразования. "Действительно снижение цены на нефть снизило европейские цены примерно на 10 евроцентов за этот год. Это где-то 5-6%, - уточнил Евгений Аркуша. - Но, при этом у них цены самые низкие в Польше - 1,10 евро за литр, и самые высокие цены в Италии примерно 1,6 евро. При том, что налоговая нагрузка, как ни странно, у нас примерно одинаковая 62-63%. То есть при одной и той же налоговой нагрузке у них цены в 2,5-3 раза выше, чем у нас. Потому что они покупают дорогую нефть. А мы ее не покупаем, мы ее производим. Если бы мы покупали, наверное, у нас цены были бы выше. Так вот именно то, что мы страна производитель, а не покупатель, приводит к тому, что у нас самые низкие цены в Европе".

Как пояснил вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов, биржевой товарный рынок сейчас достаточно жестко регулируется совместным приказом Федеральной антимонопольной службой и Министерством энергетики. "Мы сделали ряд усовершенствований в части технологии торговли, - рассказал Антон Карпов. - Как один из элементов это введение дополнительной торговой сессии, в рамках которой нефтяные компании могут заключать сделки друг с другом. Была проблема, связанная с тем, что крупные нефтяные компании в ходе основной торговой сессии покупали друг у друга бензин, и тем самым сокращали объем предложения на свободный рынок для независимых участников. Такая практика была обнаружена нашими коллегами из ФАС, и для того чтобы компании могли друг с другом заключать сделки по рыночной цене, которая сформировалась в конце торговой сессии на базе рыночных сделок, описанных в правилах совместного приказа, была введена дополнительная торговая сессия".