Cирены и прожектора - в память о юбилее нашей Победы в Великой Отечественной войне. И вот уже солдатики и красавицы в ситцевых платьях вальсируют по брусчатке, а матросики лихо отбивают "яблочко". Самое нереальное представление - бельгийские артисты в желто-красных камзолах на ходулях. Ходули разной высоты, у некоторых просто гигантские, в четыре человеческих роста. Учитывая, что высота кремлевских стен от 5 до 19 м, то кое-где бельгийцы смогли бы и "заглянуть" в Кремль.
Фестиваль военный, поэтому много оружия: пушки, шашки, пики, карабины. Виртуозной фланкировкой саблями не удивить, тон по традиции задают солдаты и офицеры нашего Президентского полка. Но пакистанцам из Оркестра вооруженных сил удается невозможное: несколько бойцов рубят воображаемого врага сразу тремя клинками каждый. Как, если рук у бойца всего две?! Правильно, третья сабля в зубах.
Полноценный карнавал от мексиканской армии: зажигает Образцовый оркестр вооруженных сил Мексики. Танцуют все - и нереальной красы сеньориты в перьях, и кабальеро в строгих военных мундирах.
Площадь то превращается в сцену оперного театра, то напоминает инсталляцию из восточных сказок, а временами - рок-концерт. Тридцать гренадерского роста девушек в форме армии, авиации и флота Китая распевают "Подмосковные вечера". Оркестр ВВС и рота почетного караула греческой армии усилена тремя красавицами-танцовщицами. Звучат зажигательные ритмы "Сиртаки". Оперу устраивает оркестр римской полиции, казахские бойцы роты почетной охраны перепевают "Солдата любви" из репертуара земляков из "А-Студио". Танцуют наши суворовцы, а потом душу разрывает скрипка, и уже трудно понять, кто тут солдат, кто артист...
Японцы разворачивают громадные паруса из десятков шаров с горящими внутри свечами.
Сентябрь в Москве чреват дождями. В день открытия фестиваля авиация в прямом смысле разгоняла грозовые облака на подступах к городу, но и зрителям, и музыкантам несколько раз пришлось помокнуть.
Техника не выдерживает - а вот артисты стойко переносят все погодные катаклизмы. На генеральной репетиции у Мирей Матье на полпесни от холода отказал микрофон. Певица мужественно допела величественный Hymne a l amour ("Гимн любви"). И объявила: песню она споет еще раз. Ей устроили овацию. Сопоставимый восторг публики вызывала лишь "Свеча" в исполнении Тамары Гвердцители.
Среди взрослых музыкантов Оркестра волынок и барабанов из Ирландии марширует 9-летняя Ава Лейн. Она -тамбурмажор. Как отмечает босс ирландцев майор Джим О Хейгэн, весь коллектив настроен оптимистично и в Москве себя чувствуют как у себя дома. Та же погода, что и в Ирландии, а кроме того, по его наблюдению, у русских и ирландцев одинаковое чувство юмора. И вообще, с нами легко находить общий язык.
Майор О Хейгэн, офицер и джентльмен, то есть человек слова. И разрешает проверить свое утверждение - на двух своих бойцах. Их зовут Терри и Пол, это записные шутники коллектива. Можете их смело разыгрывать и получать искрометный ответ. Отличить остряков-ирландцев легко - это самые высокие по росту барабанщики оркестра.
Где же их найти? А каждый вечер, после окончания официальной программы фестиваля (обычно это происходит в 22.30-22.45) начинается непротокольное шоу. Зрители и участники одновременно покидают трибуны и площадь, смешиваются. Начинается общение и массовая фотосессия.
Забавные сцены: у Исторического музея играет на пиле (без шуток: на плотницкой двуручной пиле) бродячий музыкант, а казахи-гренадеры завороженно снимают его на мобильные. А потом в знак благодарности хором выдают знаменитую композицию "Moscow never sleeps" ("Москва никогда не спит).
А словенский Духовой почтовый оркестр, по пути к автобусам, вдруг останавливается у памятника Жукову и расчехляет флейты и трубы. И играет для всех московских полуночников.
Москва же никогда не спит.