Это значит, надо проявлять крайнюю осторожность в маневрировании расходами бюджетных средств, реформировать региональные финансовые системы, насколько это возможно контролировать, снижать уровень долгов перед коммерческими банками.
Более 57 регионов по итогам первого полугодия идут с дефицитными бюджетами. Лидер по профициту - Центральный федеральный округ. Неплохо на Дальнем Востоке, на Урале, Северном Кавказе. Регионы-доноры, которые приносят больше всего доходов в казну, как были, так и остаются - это Москва, Сахалинская область, нефтедобывающий Ханты-Мансийск, Татарстан, Свердловская область, Красноярский край, Якутия. Несмотря на падение цен на нефть, многие доноры все еще находятся в хорошей финансовой форме, оставляя устойчивые перспективы для федерального бюджета, говорит Масленников. Поступления от нефтяных доходов и газа, экспортные пошлины поддерживают госказну, так что ситуация с ней не катастрофична. Это дает передышку.
Проблем в том, что дефицит показала более половины территорий. Но по сравнению с 2014 годом ситуация все-таки лучше. И лучше ожиданий минфина, который предполагал, что дефицитными будут более 70 регионов. Тем не менее ситуация сегодня напряженнее и неустойчивее. Общий долг регионов России на начало 2015 года составил 2,4 триллиона рублей, и он не снижается. Что может стать причиной дестабилизации региональных финансов.
"В течение трех лет долговые обязательства регионов и муниципальных образований нарастают темпами более 20 процентов в год, - продолжает тему Алексей Алтынцев, замдиректора "ЭКОРИС-НЭИ" - Это означает, что некоторые тратят на погашение долга и выплату процентов больше, чем на выполнение социальных обязательств. Однако в условиях кризиса - сокращения экономики, поступления налогов - наращивать расходные обязательства только за счет долговых обязательств рискованно. Следующий путь - эмиссия денежных средств, то есть печатание необеспеченных денег. Этот путь мы пережили в 90-е годы, когда не стало доходов, а обязательства надо было выполнять. Но сегодня в стране положение значительно лучше. Считаю, надо просто скорректировать некоторые позиции по социальным обязательствам. Вопрос лишь в том, сколько продлится кризис".
Год назад в публикации "РГ" на эту тему Никита Масленников говорил, что единого рецепта, который можно выписать для окончательного выздоровления региональных бюджетов, не существует. "Но одну главную проблему, с которой столкнулись наши субъекты Федерации, вычленить можно, - это состояние бизнеса, - сказал эксперт. - Его развитие, как малого, так и среднего, в регионах необходимо стимулировать. Именно предпринимательская инициатива на местах может вытянуть бюджеты многих регионов в плюс". Этот совет эксперты единодушно признали актуальным и сегодня, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.
"Есть много механизмов, которыми могут пользоваться субъекты для управления ликвидностью долговой политики, - заявила тогда ТАСС директор департамента межбюджетных отношений минфина Лариса Ерошкина. - Первое - это казначейские кредиты. Во-вторых, мы дали субъектам почти 150 миллиардов в прошлом году на замещение коммерческого долга и в этом году продолжаем: 150 миллиардов рублей распределено и почти 70 уже перечислено под 0,1 процента годовых". Но нельзя же вечно уповать на федеральный бюджет, резюмируют эксперты "РГ". "Получается замкнутый круг: регионы-реципиенты больше получают из федерального бюджета и меньше отдают, в том числе из-за падения промышленного производства. А это значит, им приходится помогать в еще больших объемах", - резюмирует Алтынцев.
Кстати
Больше всего зарабатывает для бюджета сегодня Москва (174 миллиарда рублей), Сахалинская область - 135,8 миллиарда, Московская область - 26,9 миллиарда рублей.
Суммарный дефицит по всем регионам составляет 120,6 миллиарда рублей. В профиците сегодня 35 регионов. Он составляет 485 миллиардов рублей. То есть сейчас суммарно Россия больше зарабатывает, чем тратит.