Речь пойдет о том, как примирить исконное пребывание Украины в зоне свободной торговли СНГ с ее недавними и пока еще замороженными обязательствами по торгово-экономической части соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
В сентябре прошлого года реализация соглашения по настоянию России была отложена до конца 2015 года. После этого прошло несколько раундов переговоров (последний состоялся в мае), но компромисс не был найден. Между тем до часа "Х" времени совсем немного.
Через 10 дней после начала практического применения замороженных норм вступит в силу пункт постановления правительства РФ, согласно которому основная часть украинских товаров будет облагаться таможенными пошлинами наравне с товарами из того же Евросоюза. Из-за условий соглашения российские экспортеры будут вынуждены фактически заново налаживать поставки на Украину, а уцелевшие еще кооперационные цепочки между нашими странами порвутся в одночасье.
О предстоящих переговорах перед отъездом в Брюссель "РГ" рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он представлял позицию России на всех трехсторонних министерских консультациях по имплементации соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
Алексей Валентинович, встреча на министерском уровне Россия - ЕС - Украина пройдет уже не в первый раз. Прийти к общему знаменателю пока не получалось. Почему?
Алексей Улюкаев: Ключевой, системной проблемой на консультациях стала позиция Евросоюза.
Руководство ЕС настаивает на том, что Россия должна согласиться с существенным ограничением объема обязательств Украины перед нами в рамках многосторонних (СНГ) и двусторонних соглашений, вступающих в противоречие с соглашением об ассоциации ЕС - Украина. И при этом сохранить в полном объеме свои обязательства по преференциальной торговле с Украиной.
Попытки поиска сбалансированных взаимоприемлемых трехсторонних решений по снятию конкретных озабоченностей, как обязательное условие для рассмотрения возможности сохранения существующего режима свободной торговли между Россией и Украиной, понимания не находят.
Какие вопросы вызывают наибольшие разногласия?
Алексей Улюкаев: Что касается потенциальных рисков, то в сфере техрегулирования и стандартизации это невозможность продолжения существующей практики взаимного с Украиной признания сертификатов, что приведет к новым барьерам.
Потребуется пересертификация российской продукции, экспортируемой в Украину, а это длительные и дорогостоящие процедуры. Необходимость переоснащения производств приведет к дополнительным затратам на проведение лабораторных испытаний и получение новых сертификатов соответствия.
Можно даже не упоминать уже, что будут нарушены налаженные кооперационные связи из-за значительных различий существующих технических регламентов России и Таможенного союза и регламентов ЕС.
Приостановка поставок на период получения новых сертификатов может впоследствии не позволить российским компаниям вернуться на прежний уровень взаимной торговли. Таким образом, отраслям нашей промышленности будет нанесен значительный ущерб.
Для минимизации этих рисков мы и предложили партнерам сохранить до 2025 года применение на территории Украины действующих сейчас актов в этих областях наряду с актами, имплементируемыми Украиной в рамках соглашения об ассоциации с ЕС.
Какова реакция на эти предложения?
Алексей Улюкаев: Представители ЕС обозначили возможность некоторых подвижек, однако конкретных предложений не прозвучало.
Риски возникнут и в сфере применения ветеринарных и фитосанитарных мер. Это коснется ввоза несоответствующей российским требованиям продукции или заноса особо опасных инфекций на территорию Украины и далее в Россию.
В части таможенного администрирования нашу обеспокоенность вызывают растущие риски реэкспорта продукции ЕС через Украину. Такие случаи не единичны, более того, их число неуклонно растет.
Переход Украины на методологию ЕС существенно усложнит процедуру таможенного оформления товаров, применять систему взаимного признания таможенного контроля будет уже невозможно. Сворачивание наиболее эффективных проектов таможенного сотрудничества снизит уровень взаимопонимания и доверия между таможенными службами России и Украины.
Может ли измениться круг вопросов, которые будут обсуждаться на очередной встрече?
Алексей Улюкаев: Мы планируем на предстоящей встрече обсуждать весь комплекс вопросов, связанных с российскими озабоченностями. Он был неоднократно озвучен нами.
Потенциальные экономические риски выделены в отдельные семь групп, в числе которых озабоченности в связи с изменением тарифных ставок в отношении чувствительных для России товаров, уточнение правил определения страны происхождения товара и верификации сертификатов происхождения товара, нормы и обязательства в области технического регулирования.
Кроме того, мы предлагаем обсудить вопросы завершения Дохийского раунда переговоров Всемирной торговой организации, взаимные торговые претензии и споры. Эти вопросы выходят за рамки трехсторонних консультаций, но являются важными для торгово-экономического сотрудничества Россия - ЕС и будущего мировой торговли.
Рассматриваете встречу 7 сентября как решающую или возможно, что после нее предстоит провести еще несколько раундов переговоров?
Алексей Улюкаев: По сути, предстоит подвести итоги проделанной работы и, что самое главное, определить дальнейшую судьбу проекта. Это, в свою очередь, окажет существенное влияние на будущее российско-украинской торговли, а в более широком плане - торгово-экономического сотрудничества в европейском регионе. Исходим из того, что все будет зависеть от готовности наших партнеров предложить приемлемые развязки. Свою часть пути Российская Федерация прошла.