Речь идет о евробондах Украины на три миллиарда долларов, выкупленных Россией в декабре 2013 года, еще при прежних украинских властях. Новые власти страны долг отрицать не стали (тем более что оформлен он был по всем международным стандартам), в срок выплачивали проценты, а Россия, в свою очередь, согласилась не требовать досрочного погашения задолженности, несмотря на то, что госдолг Украины превысил 60 процентов ее ВВП.
Но когда украинский минфин начал переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов, Киев стал настаивать на том, что долг перед Россией - не государственный, а коммерческий. А значит, Россия должна пойти по пути частных кредиторов и согласиться на списание 20 процентов задолженности. В одном из распоряжений украинского правительства выкупленные Россией еврооблигации были включены в перечень долгов, которым намечена реструктуризация.
Накануне директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард в ходе визита в Киев заявила, что совет директоров МВФ рассмотрит статус российского кредита. "Россия до конца года должна определиться: или она умная, или она красивая", - сказал после переговоров с Лагард президент Украины Петр Порошенко. По его словам, Украина ни в коем случае не будет предоставлять никаких "привилегий" российскому кредиту.
Между тем глава российского Минфина неоднократно заявлял, что на реструктуризацию долга Россия не пойдет, что деньги (а на выкуп украинских евробондов пошли средства Фонда национального благосостояния) нужны нам самим на инфраструктурные проекты, особенно сейчас, когда международные рынки капитала для нас фактически закрыты, возможности занимать на Западе нет.
Вчера Антон Силуанов вновь подчеркнул, что злополучный долг - суверенный, что суверенные долги должны выплачиваться в полном объеме в положенные сроки. А также заявил, что Россия как участница МВФ поставит "вопрос о состоятельности" действующей программы фонда в отношении Украины, поскольку при наличии спорных долгов перед суверенным государством реализация таких программ не осуществляется.
А как МВФ может оценивать статус украинского долга?
Вероятно, заявление Кристиан Лагард было неверно интерпретировано, считает Константин Корищенко, профессор кафедры фондового рынка и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте, бывший зампред Центрального банка.
МВФ принял программу кредитования Украины, где в качестве одного из условий есть требование по урегулированию проблем с задолженностью перед остальными внешними кредиторами страны. И именно в этом смысле совет директоров МВФ будет трактовать статус долга, который Россия предоставила Украине, - может ли Украина рассчитывать на продолжение программы кредитования и одновременно настаивать на реструктуризации этого кредита, доказывая, что он - коммерческий. Если МВФ признает этот кредит государственным долгом, то фонд будет трактовать возможный отказ Украины платить по нему как дефолт. Соответственно, программа кредитования со стороны МВФ будет приостановлена.
Но даже если МВФ признает кредит коммерческим, то это прямо никак не повлияет на отношения по поводу этого долга между Украиной и Россией. Принудить Россию согласиться на реструктуризацию долга не может ни МВФ, ни другая международная организация или страна, это исключительно вопрос отношений России и Украины, подчеркивает эксперт.
Вряд ли Украине стоит рассчитывать, что долг перед Россией будет признан МВФ коммерческим. Да, он оформлен в виде еврооблигаций, но 100-процентный владелец долга - государство, Россия. Соответственно, условия реструктуризации, на которые согласились частные кредиторы Украины, не могут напрямую распространяться и на этот долг.
Поэтому с точки зрения интересов Украины самым рациональным был бы путь переговоров с Россией. Если Украина будет и дальше придерживаться категорической позиции по долгу, в конечном итоге это приведет к переносу спора в международный арбитраж, причем тяжба может длиться долго, предполагает Константин Корищенко.
О том, что этот спор может иметь судебные перспективы, вчера сказал и глава российского минфина.
Очередная миссия МВФ на Украине будет работать до начала октября. Вопрос об украинском долге перед Россией совет директоров МВФ рассмотрит, видимо, заодно с отчетом о том, как Украина выполняет условия фонда, на которых она получает помощь.