Население столько денег платить не может. Для снижения тарифов для населения сейчас используются два механизма. Например, в Охотском районе, самом северном районе Хабаровского края, система теплоснабжения и электроснабжения является муниципальной собственностью. Коммерческие потребители платят за электричество примерно 25 рублей. А население платит около 5 рублей, остальное дотируется из краевого бюджета.
Второй механизм. Станции электрогенерации в маленьких поселках, например в Якутии, входят в систему "Саха-Энерго". В систему входят и большие электростанции. Эта же компания владеет и гидроэлектростанциями, на которых себестоимость производства электроэнергии достаточно низкая. Цена электроэнергии по всей системе определяется как среднекотловая. Для населения эта цена еще и субсидируется бюджетом. Однако неэффективность генерации электроэнергии на малых дизельных станциях везде примерно одинаковая. И высокая цена электроэнергии на таких станциях тянет вверх котловой тариф на электроэнергию. И это серьезный фактор сдерживания развития целых регионов.
Сейчас есть современные технологии, которые называются технологиями когенерации, когда одновременно производится тепловая и электрическая энергия. Особенность этих технологий в том, что они могут быть достаточно эффективными в большом диапазоне нагрузок. Зимой нужно производить больше тепловой энергии, а летом больше электрической энергии. Такие технологические решения пришли к нам из Европы, но сейчас большая часть оборудования для использования этих технологий производится в России, и на самом деле это локализация и импортозамещение. Это проект системный, так как потенциальных точек для его реализации на Дальнем Востоке около сотни. Идея заключается в том, что в формате ГЧП планируется построить станции, которые будут производить тепло и электричество. Они достаточно дорогие, но возврат инвестиций на их строительство будет обеспечиваться за счет снижения операционных издержек при сохранении существующего тарифа. По нашим оценкам, на это потребуется около четырех-пяти лет в зависимости от мощности и технических параметров станции. То есть в течение ближайших 4-5 лет тарифы не будут понижены и бюджетные субсидии не будут сокращены. Но за счет снижения операционных издержек возможен возврат вложенных частных инвестиций. Стоимость производства тепла и электричества, реальные операционные издержки будут в разы ниже, чем сегодня. Киловатт электроэнергии будет стоить около 10 рублей, а тепловая энергия, которая сейчас стоит в среднем 5 тыс. рублей за ГКал, будет около 2 тыс. рублей. После возврата инвестиций тарифы на тепло и электроэнергию существенно снизятся.
Государству нужно только сохранить сегодняшнее субсидирование тарифа, дополнительных средств не потребуется. Например, в Охотском районе до конца года мы планируем запустить проект по строительству таких теплоэлектростанций, которые покроют потребности района. Стоимость одной теплоэлектростанции для этого небольшого населенного пункта сегодня оценивается в 1 млрд руб. Но мы получаем сразу вместо одного продукта два: и тепло, и электроэнергию. И операционные издержки, связанные с обслуживанием такого оборудования, гораздо ниже существующих. Например, мы уходим от мазута, переходим на местное топливо, на угли. Цена электроэнергии будет вместо существующих сегодня 25 руб. около 10 руб. после окончания инвестиционного цикла. Тепло будет стоить на 15% ниже, чем сегодня.
Сейчас российское концессионное законодательство предусматривает частную финансовую инициативу. Если на эту инициативу откликнется кто-то еще, тогда будет объявлен конкурс. А если другого претендента не окажется, то соглашение будет заключаться с тем, кто проявил эту частную финансовую инициативу. Вероятность того, что найдется в Охотском районе кто-то еще, кто готов вложить миллиард рублей, пока невелика, но не исключается. Вот, собственно, на этом построена правовая конструкция, которую мы сейчас реализуем.
Эту технологию, организационный и правовой подход можно будет потом использовать в других регионах Дальнего Востока, можно тиражировать. Это актуально не только для конкретного поселения, это системный подход с точки зрения технологии и механизма реализации через ГЧП, а не бюджетные деньги. Его использование может качественно изменить ситуацию во многих населенных пунктах Дальнего Востока и Крайнего Севера. Везде, где нет централизованного электроснабжения. Для европейской части России, за исключением Крайнего Севера, это неактуально, потому что там нет дизельных электростанций.
Это абсолютно инновационный подход. Мы понимаем, что потенциальных клиентов, заинтересованных в таких проектах, достаточно много, и мы работаем с разными компаниями, которые готовы реализовывать такие проекты на Дальнем Востоке. Но для нас принципиально, чтобы не одна компания была монополистом, потому что масштаб можно обеспечить только в том случае, если таких игроков на рынке будет несколько.