Использование ГЧП для модернизации общественной инфраструктуры в соцсфере позволяет регионам решать задачи по обеспечению населения социальными услугами за счет привлечения внебюджетных средств и способствует достижению целей, определенных в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ. Применение различных форм ГЧП позволяет расширить доступ коммерческого сектора к предоставлению соцуслуг, а также стимулирует формирование рынка частных операторов в соцсфере и повышает качество оказываемых населению услуг.
Наиболее перспективны для применения механизмов ГЧП и обладают определенным инвестиционным потенциалом сферы, в которых возможно оказание дополнительных платных услуг - здравоохранение, образование, социальная защита и культура.
Лидером по количеству реализуемых проектов ГЧП является здравоохранение, в частности, высокотехнологичная медицина и реабилитация - это обуславливается в первую очередь высокой рентабельностью для частных инвесторов и возможностью компенсировать операционные затраты через участие в программе госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Всего на различных стадиях реализации (по данным pppi.ru) находятся 196 проектов ГЧП в социальной сфере, большинство из которых реализуются в ПФО, СЗФО и ЦФО. С точки зрения отраслей, в лидерах - здравоохранение - 63 проекта, соцобслуживание населения - 39 проектов и образование - 33 проекта.
Среди проектов можно отметить, например, создание и эксплуатацию онкорадиологического центра в г. Балашихе Московской области - проект реализуется на основе концессионного соглашения. Также на основе концессии в Татарстане создан Центр планирования семьи и репродукции - проект реализуется в рамках программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи. В ЯНАО в рамках регионального соглашения о ГЧП реализуется проект строительства нескольких детских садов и школы. Реализация проекта осуществляется на основе модели BOLT (строительство - владение - аренда - передача) с выкупом объектов со стороны публичного партнера. В рамках концессионного соглашения с использованием модели BOT (строительство - эксплуатация - передача) в Калужской области производится реконструкция здания каретного сарая и ткацкого корпуса Музея-усадьбы "Полотняный завод". В данном случае концессионер оказывает услуги гостям и населению Калужской области на возмездной основе, а по истечении 49 лет с момента подписания соглашения (оно было подписано в 2012 году) объекты вернутся в собственность концеденту. Если говорить о планируемых к реализации проектах ГЧП в соцсфере, то можно выделить капиталоемкий проект по созданию Областного центра медицинской реабилитации в г.Коммунар Ленинградской области. В ближайшее время планируется объявить конкурс для отбора концессионера для реализации этого проекта. Среди ключевых проектов социальной сферы нельзя не обозначить первую федеральную концессию в социальной сфере - проект по развитию производственной инфраструктуры в сфере травматологии, ортопедии, нейрохирургии и других сферах медицины на базе ФГБУ "Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна".
В целом развитие отечественного производства технических средств реабилитации с применением механизмов ГЧП сейчас находится в центре внимания руководства страны. В мае текущего года на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив Владимир Путин дал поручение правительству РФ с участием АСИ обеспечить на условиях ГЧП запуск пилотных проектов по организации современного производства технических средств реабилитации, повышению качества реабилитации инвалидов и выработке индивидуализированного подхода к подбору ТСР. Также президентом была одобрена стратегическая инициатива АСИ - "Новое качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья", в рамках которой уже проходит отбор пилотных проектов. Учитывая опыт и компетенции в сфере подготовки проектов ГЧП, Центр развития ГЧП определен стратегическим партнером АСИ. Глобальная задача агентства и Центра - обеспечение стопроцентного доступа инвалидов к высокотехнологичным и качественным ТСР.
Несомненно, в будущем количество успешных проектов ГЧП в соцсфере только возрастет, поскольку принятый федеральный закон открывает еще больше возможностей для реализации проектов в этом направлении. Так, законом предусмотрено возникновение прав собственности частного партнера на объект соглашения при условии обременения объекта - это вызовет интерес потенциальных инвесторов и повысит привлекательность проектов ГЧП. Помимо этого, вступление в силу закона будет способствовать устранению разногласий между федеральным и региональным законодательством о ГЧП. Закон открывает возможности для формирования рынка компаний, качественно управляющих объектами здравоохранения в рамках проектов ГЧП, так как в отличие от концессионной формы позволяет реализовывать проекты, в которых частный партнер осуществляет только техническое обслуживание объекта. Непосредственное же оказание услуг населению в таком случае будет осуществлять публичный партнер с привлечением бюджетных учреждений. Для того чтобы закон о ГЧП эффективно работал в регионах и муниципальных образованиях, в обязательном порядке в нормативных правовых актах субъектов РФ должны быть регламентированы полномочия, переданные законодателем на региональный уровень, в том числе полномочия по определению уполномоченного органа исполнительной власти региона в сфере ГЧП.