Почти каждый из нас сталкивается с проблемами, обращаясь в учреждения здравоохранения. Чаще всего это невозможность записаться к нужному врачу на нужный день и час, особенно к "узким" специалистам. К большинству из них теперь направление должен дать участковый терапевт или педиатр, но и у него приема иногда приходится ждать. Не всегда просто получить талон на сложное диагностическое обследование, так же как и "квоту" на высокотехнологичную операцию. По-прежнему нередки случаи хамства и равнодушия со стороны медперсонала, навязывания платных услуг и прямого вымогательства. Правда, недовольство системой здравоохранения, по-видимому, все же снижается: если в 2006 году туда обращались всего 52% опрошенных, то в текущем году их число выросло до 60%. И значительно уменьшилось число тех, кто предпочитает самолечение, - с 37% в 2006 году до 25% в нынешнем.
Неплохо осведомлены россияне о том, какую медицинскую помощь можно получить по программе обязательного медицинского страхования (ОМС).
- О своих правах по полису ОМС известно большинству респондентов, - рассказал на презентации итогов опроса генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Прежде всего то, что наличие полиса дает возможность бесплатно получить первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (по 71%), а также консультации узких специалистов (57%).
Качеством оказания медпомощи в государственной системе чаще недовольны люди с высоким достатком - 69%, реже - россияне с низкими доходами - 59%. Наиболее существенными проблемами российского здравоохранения граждане считают низкое качество медицинских услуг (50%), недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС (9%). Это и понятно - большинство граждан не знают, что именно туда надо жаловаться на некачественное лечение, грубость персонала и другие недостатки медобслуживания, поскольку именно страховые компании обязаны защищать права пациента.
Что мешает обращаться в государственные медицинские учреждения? Прежде всего это проблемы в организации работы поликлиники и больниц - большие очереди, невозможность записаться на прием к нужному специалисту - их отметили 34% опрошенных. На втором месте нежелание обращаться к врачам в принципе - 31%. На третьем - различные проблемы, возникающие при общении с ними: некомпетентность, равнодушие, грубость и т.п. - 26%. Многие услуги, положенные по ОМС, в медицинских учреждениях стараются оказать платно - это отмечают 45% опрошенных. С отсутствием нужных лекарств или необходимого оборудования часто встречались 8%, еще 18 - иногда.
Задавали в ходе исследования и вопрос о том, как повлияло на доступность к узким специалистам сокращение и укрупнение стационаров. 21% опрошенных считает, что это скорее улучшило ситуацию, а 50% - что скорее ухудшило. Как этот процесс сказался на возможности попасть в больницу, мнения тоже разошлись: 19% отметили, что это скорее упростило возможность полечиться в стационаре, а 39% - что скорее затруднило.
Из года в год ВЦИОМ определяет и такой показатель, как индекс здоровья нации - по сумме положительных и отрицательных оценок, которые дают сами опрошенные. Он за последние годы растет. Так, если в 2006 году индекс по показателю "хорошее и очень хорошее" составил 31 пункт, то в этом уже 38. Индекс по оценке "удовлетворительно" сегодня равен 49 - 9 лет назад он составлял 45 пунктов. А вот позиция "слабое" набрала сегодня 12 пунктов, а в 2006 году была вдвое хуже - 24 пункта. Причем наиболее значимый рост индекс здоровья демонстрирует в группе россиян от 60 лет и старше - сегодня индекс равен 34 пунктам, а в 2006 году он составил минус 14 пунктов, то есть отрицательных оценок себе тогда ставили значительно больше, чем положительных.
Усилились в последние годы и тренды на здоровый образ жизни. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос: "Как вы заботитесь о своем здоровье?" "Не пью алкоголь и не курю", - ответили 35% опрошенных. "Правильно питаюсь" - 28%, "Вовремя обращаюсь к врачам" - 27%. Вдвое выросло и число тех, кто прошел диспансеризацию, - с 11 до 22%.
- Но такие оценки своему здоровью люди дают, к сожалению, не благодаря качеству мед-услуг, а по другим причинам, - подчеркнул директор по коммуникациям ВЦИОМ Алексей Фирсов. - Очень тревожный фактор все еще высокий уровень самолечения, поскольку самостоятельно люди часто лечатся неправильно. Но не обращаются к врачам потому, что опасаются столкнуться с массой трудностей. Требуется организационная и административная воля, чтобы усилить позитивные тренды и заблокировать негативные.