08.09.2015 00:45
    Поделиться

    ОНФ предложил ввести новые ограничения в госзакупки

    Предметы роскоши снимут с аукциона
    Подсвечники по 64 тысячи рублей за штуку, унитаз за 200 тыс., стол за 4 млн и автомобиль за 8 - аппетиты российских чиновников и служащих госкомпаний даже кризис не смог умерить. За полтора года с момента старта в Интернете проекта "За честные закупки" активистам Общероссийского народного фронта удалось сэкономить федеральному бюджету почти 170 млрд руб., при этом 326 тендеров на более чем 60 млрд и вовсе отменили.

    В Краснодаре на антикоррупционном форуме ОНФ руководитель проекта "За честные закупки" Антон Гетта сообщил, что отменено и множество тендеров на предметы роскоши или услуги, которые иначе как расточительством и не назовешь - всего на 6 млрд руб.

    На форуме стало известно, что уже в 2016-м в стране наконец введут ограничения на услуги и товары, которые хотят приобрести госзаказчики. Об их необходимости говорится уже не первый год. Сегодня федеральным законом чиновникам запрещено приобретать для "государственных и муниципальных нужд" товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами (например, автомобильное кресло с функцией массажа) или предметы роскоши. Однако при этом в законе не прописано, какие характеристики считаются избыточными. Ограничения должны определяться соответствующим постановлением правительства РФ, проекты которого разрабатываются минэкономразвития.

    По словам Антона Гетта, практически все необходимые нормативные акты уже существуют, и со следующего года новые правила должны заработать.

    - Будут введены ограничения по стоимости и качественным характеристикам товаров. Никакого массажа в автомобиле, только то, что необходимо чиновнику для исполнения его обязанностей. Как было в советское время, когда прописывалось, кому дадут "Чайку", а кому "Волгу", а кто обойдется и билетом на метро. Таким образом, чиновник, принимая решение, на какую должность претендовать, будет знать, на что ему рассчитывать, а не устраиваться на госслужбу в расчете купить за бюджетный счет дорогую иномарку или летать в салонах бизнес-класса. Пока же мы вынуждены гоняться за такими расточительными закупками, призывая к здравому смыслу.

    Свои претензии к системе госзакупок есть и у предпринимателей. Многие, поучаствовав какое-то время в аукционах, просто отказываются продолжать этот опыт. Так, директора волгоградской компании, которая занимается поставкой и монтажом промышленного и медицинского оборудования, Александра Молокова не устраивают сроки выполнения контрактов и оплаты работы. По закону рассчитаться за поставку товара или выполнение услуги заказчик должен до 31 декабря текущего года. Но если контракт заключен в марте и оперативно выполнен, все равно подрядчику приходится ждать денег до конца года. При этом зачастую предпринимателю приходится брать кредиты, чтобы выполнить заказ, и платить по ним проценты все эти месяцы, вместо того чтобы рассчитаться раньше.

    - На этом наживаются лишь банки, - сетует бизнесмен. - Мое предложение - установить срок оплаты не более 30 календарных дней. Если же контракт выполняется поэтапно, то рассчитываться заказчик должен после выполнения каждого из них. Еще одна проблема - часто устанавливаются нереальные сроки поставки, например пять-шесть дней. И за это время товар нужно закупить или, еще хуже, произвести. Думаю, с такими контрактами должна разбираться антимонопольная служба. Также считаю, что каждый участник конкурса должен получить право отправлять в ФАС жалобы на пункты, указанные в заявке, которые он считает коррупционными, а антимонопольщики обязаны их рассматривать с привлечением специалистов. И если заказчик указал какие-то предвзятые технические характеристики, то он должен нести за это ответственность.

    Еще одно предложение Молокова касается эксклюзивных товаров. Предприниматели сталкиваются с тем, что в контракт в числе десятков видов продукции включен один эксклюзивный товар. Позже выясняется, что он есть у единственного поставщика и полностью зарезервирован конкретной фирмой, и никому другому они его продать уже не могут. Несложно догадаться, что тендер выиграет именно эта фирма, а остальные даже могут и не пытаться участвовать в аукционе, они заведомо проиграют.

    - Нужно внести изменения в 44-ФЗ. Если участники аукциона столкнутся с ситуацией, когда поставщик не отгружает им данный эксклюзивный товар, он вправе обратиться в ФАС с тем, чтобы его удалили из лота и он прошел по отдельному заказу, - добавил бизнесмен.

    То, что существует такая проблема, подтверждают и активисты ОНФ. Причем зачастую это касается медицинских товаров. Например, на всю область заказываются сотни тысяч обычных медицинских перчаток, и в этот же лот включается заказ на десять пар каких-то редких перчаток от малоизвестной фирмы и есть они в наличии только у одного предприятия. По сути, это способ дать выиграть аукцион своему человеку.

    Идеи есть и у директора ростовской консалтинговой компании Дмитрия Чернышева, который предложил унифицировать практику территориальных управлений ФАС.

    - Ведь если сегодня я выиграл дело в одном регионе, это не означает, что я выиграю дело по аналогичной жалобе в другом. Также нужно довести до реализации идею о том, чтобы центральный аппарат антимонопольной службы рассматривал жалобы поставщиков по принятым решениям территориальных управлений ФАС. И надо ввести персональную ответственность сотрудников ФАС за те их решения, которые позже отменялись судами.

    - Все предложения бизнеса мы проанализируем и объединим, чтобы затем представить на нашем форуме президенту страны, - сообщил заместитель руководителя проекта ОНФ "За честные закупки" Алексей Даутов. - У нас есть и свои инициативы. Среди них - введение нормирования сроков исполнения контрактов. Бизнесмены часто сталкиваются с ситуацией, когда предлагаются нереальные сроки, - построить детсад за две недели, поставить 100 тыс. т зерна за 12 часов. Понятно, что они рассчитаны на конкретного подрядчика либо так задним числом оформляются уже выполненные работы. Мы считаем, что это неправильно, и предлагаем ввести минимальные сроки выполнения заказа, которые нельзя будет снижать. Также мы предлагаем увеличить количество процедур, проводимых в электронной форме, а не ограничиваться только аукционом.

    Поделиться