В профессиональной среде такая база уже получила необычное название - "матрица", именно она ляжет в основу создания масштабного Центра кооперации на Южном Урале, который должен стать единой площадкой как для предприятий-заказчиков, так и для тех, кто готов производить и поставлять им продукцию.
По словам члена ассоциации ОПК Челябинской области, исполнительного директора одного из предприятий Александра Нестерова, потребность в новых кооперационных связях в оборонном комплексе сегодня высока, ведь в последнее время оказались нарушены технологические цепочки, которые выстраивались еще с советских времен. Из них были исключены западные и украинские компании, поставлявшие комплектующие на предприятия ОПК. Стартовавший процесс замещения их продукции дал фору местным производителям
- Когда на рынке поставок комплектующих освободились определенные ниши, руководство предприятий стало искать поставщиков внутри страны, чтобы занять эти пустоты, - говорит Александр Нестеров. - Однако быстро вникнуть в специфику работы с гособоронзаказом и договориться о нужных объемах поставок комплектующих оказалось не так просто.
Многие предприятия были не готовы к военной приемке и особому контролю качества продукции, часть компаний смутили скромные объемы поставок или необходимость переоснащения цехов для производства нужных деталей.
- К нам поступило предложение наладить производство антенн для подводных лодок в рамках реализации северного проекта. Но, для того чтобы выполнить этот заказ на 15 миллионов рублей, необходимо было дооснастить оборудование в цехах на 20 миллионов, - рассказал Нестеров. - Если бы нам гарантировали регулярность заказов, мы могли пойти на этот шаг, а так вынуждены были отказать. И аналогичных ситуаций в отрасли возникает немало.
По словам эксперта, в последние 10-15 лет в стране шло активное создание интегрированных компаний, что позволяло не только концентрировать необходимые ресурсы, но и сильно экономить на издержках. При этом оборотной стороной стала узкая специализация предприятий внутри холдингов, четкое разделение компетенций, закрытость технологических процессов. Потеря зарубежных поставщиков показала, что предприятия не понимают проблем друг друга, требуя от партнера мгновенно выйти на уровень качества западного производителя. А ведь особые компетенции нужно и создать, и отработать. При этом рисковать собственными средствами, расходуя их на технологическое переоснащение, в кризис никто не будет.
Без господдержки ни одно коммерческое предприятие не решится на дорогостоящее переоснащение цехов за свой счет для участия в спецзаказе. Программы компенсации лизинговых платежей и выплаты различных субсидий предпринимателям здесь не столь действенны. В региональной ассоциации ОПК считают, что необходимо инициировать разработку отдельной программы переоснащения, которая предусматривала бы как минимум 30-процентный стартовый капитал для предприятий, желающих обновить мощности, чтобы заключить контракт с минобороны.
Сегодня при вхождении в кооперационные связи компании имеют весьма слабые возможности и зачастую не понимают собственных перспектив развития. При этом на мониторинге ситуации, которым должны заниматься не один-два сотрудника, а целые отделы, на большинстве предприятий предпочитают экономить. Именно им поможет создаваемая "матрица" производственных компетенций. Воспользоваться ею можно будет онлайн, для этого необходимо ввести необходимые параметры в поле поисковика.
- Когда я захожу на ресурс, выбираю те предприятия, которые соответствуют моим задачам, - объясняет Нестеров. - Отдельно здесь можно проследить финансовую историю компаний, ведь не секрет, что есть те, кто не гнушается в кризис вести рискованную политику. В "матрице" можно отследить кассовые разрывы предприятия. Чтобы сотрудничество не обернулось для заказчика "дебиторкой", этот блок необходим. Он находится в разработке, и доступ к нему не будет открыт для всех желающих.
Тем временем несколько частных компаний Челябинской области уже подключилось к выполнению задач гособоронзаказа, заключив контракты с Минобороны РФ на поставку комплектующих и изделий. Таким образом удалось заменить импортные детали для военной техники, которые ранее завозились из Германии и Украины. По оценке специалистов, при выполнении любого масштабного проекта в ОПК всегда остается порядка 10-20% деталей и комплектующих, которые не имеет смысла делать на основном предприятии, поэтому их поручают контрагентам. В этом сегменте для небольших частных компаний открываются большие перспективы, ведь их сегодня готовы включить в цепочку для выполнения важных стратегических задач.