08.09.2015 00:40
    Поделиться

    Евгений Кузнецов: Потребкооперация выполняет социальную функцию

    По данным последней переписи, на селе живет четверть населения России. Из 150 тыс. сельских населенных пунктов "живых" сейчас - чуть более 130 тыс. И их экономика существенно отличается от городской. Мы объединяем потребсоюзы в 75 регионах России, и ситуация везде разная.

    Конечно, село нуждается в модернизации. И речь не только о масштабных проектах с миллиардными вложениями - их не всегда можно сделать в малых населенных пунктах. Иногда эффективнее работать точечно. В портфеле Центросоюза РФ 200 инновационных проектов на 1 млрд рублей, часть из них стоимостью всего по несколько миллионов рублей. Но в экономике и социальной жизни территорий они играют большую роль. Например, на Камчатке занялись шоковой заморозкой ягод и грибов, собранных тут же, за сотни километров от городов. В Омске запустили проект по изготовлению напитков из экологически чистого сырья. В зверохозяйстве Краснодара стали селекционировать норку, шить из нее шубы. В Дагестане модернизировали консервный завод, в Северной Осетии - молочный. В Татарстане построен современный заготовительный центр по заготовке и переработке трав и дикоросов. Все это - доходы бюджета и рабочие места. Только на сдаче грибов мы даем возможность дополнительного заработка 1 млн россиян. Деньги, особенно в кризис, и на селе не лишние.

    - Насколько охотно перестраивается глубинка?

    - Два года назад мы начали автоматизацию бизнес-процессов в сельских магазинах (в системе Центросоюза РФ их около 28 тыс.). Заводим их в одно информационное поле, чтобы видно было движение товара, его остатки, сроки оборачиваемости и т.д. Понятно, что для всего этого нужен как минимум компьютер. Где-то продавцы (они же в отдельных населенных пунктах одновременно товароведы и истопники) ставили ультиматум: "Или я, или компьютер!" А проблема серьезная: попробуй найди замену в деревне с населением в 200 человек. Но когда поняли, что выручка автоматизированной торговой точки вырастает на 20%, процесс пошел. Особенно в Чувашии, Башкирии, Марий Эл, Краснодарском крае, Орловской, Брянской, Калининградской и Смоленской областях. Дело, конечно, затратное. Только в Чувашии на автоматизацию 163 магазинов было потрачено 49 млн руб.

    - Каковы объемы господдержки сельхозкооперации?

    - В этом году в бюджете минсельхоза по ведомственной целевой программе на поддержку кооператоров запланировано 400 млн руб. В перспективе господдержка вырастет до 1,5 млрд руб. в год. Это гранты на создание, расширение или модернизацию материально-технической базы кооперативов.

    Сюда включено строительство производств и цехов, оснащение лабораторий, приобретение оборудования для убоя и первичной переработки животных и птицы, заготовки, хранения, переработки, сортировки, охлаждения молока, мяса, птицы, овощной продукции. Размер гранта и получателей в каждом регионе определяют отдельно. Максимально каждый кооператив может получить 70 млн руб. (государство компенсирует не более 60% затрат на проект). Программа замечательная, деньги приличные, но правила их распределения таковы, что гранты смогли получить только 3 из наших 3000 потребительских обществ. Дело в том, что 70% выручки претендента на грант должно формироваться за счет заготовки, хранения и переработки сельхозпродукции. Из-за особенностей оргструктуры потребительских обществ (все виды деятельности развиваются в рамках одного юрлица) мы фактически выпадаем из этой программы. Конечно, мы можем сократить объемы торговли, особенно в отдаленных и малочисленных населенных пунктах. Она же по определению убыточна. Но кто тогда будет возить хлеб и молоко в деревни с населением менее 100 человек? А таких в России около 54 тыс. Или, к примеру, кто займется бытовым обслуживанием таких населенных пунктов? Сейчас мы ведем переговоры с правительством РФ, чтобы отменить этот порог в 70%. Иначе потенциал потребкооперации в импортозамещении будет использован не в полной мере.

    Из-за особенностей оргструктуры потребкооперация может выпасть еще из одной программы - по поддержке малого и среднего бизнеса по линии минэкономразвития. С июля нас поставили перед выбором: лишиться либо "подакцизной" строчки дохода, либо господдержки на развитие переработки и производства, субсидирования процентной ставки по микрокредитам и многого другого. В итоге вместе с сигаретами и алкоголем, которые формируют до 20% прибыли сельских магазинов, из деревни могут исчезнуть и сами магазины. Торговля в малых населенных пунктах - это и сейчас не совсем бизнес. Например, рентабельность розницы в райпо или сельпо в среднем не превышает 0,06%.

    - Почему просто не сократить издержки?

    - Сокращаем. Внедряем централизованные закупки на федеральном и региональном уровнях. Ведь поставщику гораздо интереснее работать на объем, в этом случае от него проще добиться привлекательной цены. За 8 месяцев этого года мы поставили через централизованную систему товара на 800 млн рублей, что почти на треть больше, чем за аналогичный период 2014-го. Но как сократить такие "издержки", как доставка продуктов первой необходимости в отдаленные малонаселенные пункты? У нас 12 тыс. поселений с численностью 7-50 человек, которые мы обслуживаем через автолавки. Порой машине ради продажи нескольких буханок хлеба приходится идти десятки километров по бездорожью. Транспорт убивается за несколько лет. Разве это бизнес? Это социальная ответственность. В среднем каждая автолавка приносит нам по 100 тыс. убытка в год. Компенсации из федерального и региональных бюджетов мы фактически не получаем.

    Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Елена Шмелева

    Поделиться