На Балтике "Игорь Белоусов" проходил первый этап испытаний - проверялись мореходные качества, функционирование основных систем и механизмов. Но поскольку это не просто вспомогательный корабль для ВМФ, а новое океанское судно-спасатель, давно ожидаемое на флоте, требования к нему совершенно особые.
Решение построить такой корабль (а затем и группу ему подобных) было принято после катастрофы подводной лодки "Курск", хотя потребность в них была и раньше - еще в конце 80-х - начале 90-х, когда при столь же драматичных обстоятельствах затонула в Норвежском море единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец", унеся с собой жизни 42 подводников.
Разговоров и обещаний за прошедшие четверть века было много, но только в прошлом, 2014 году завершена постройка головного спасателя, а в 2015-м начались его испытания. Судно и впрямь необычное. Оно, можно сказать, спроектировано и построено "вокруг" глубоководного водолазного комплекса, рассчитанного на проведение аварийно-спасательных и прочих подводных работ на глубинах до 450 метров. С этой целью на трех палубах в центральной части судна размещены объединенные в систему пять барокамер, водолазный колокол со своим спуско-подъемным устройством, компрессоры высокого давления, баллоны-хранилища с дыхательными смесями, система жизнеобеспечения и посты управления этим многосложным хозяйством.
Такого у российского ВМФ еще не было. Схожее по задачам спасательное судно "Алагез" советской постройки пока что несет службу в составе Тихоокеанского флота, но водолазный комплекс, установленный на нем в 1989 году, спроектирован в далекие 70-е и рассчитан на меньшие глубины. Иными словами, ГВК-450 - визитная карточка и главное достоинство нового российского судна-спасателя. Но именно с ним и возникло больше всего проблем.
Первоначально контракт на его проектирование и поставку был заключен с известным конструкторским бюро "Лазурит" (Нижний Новгород). Но к назначенному сроку обязательства исполнены не были, и с согласия Минобороны России было принято альтернативное предложение: о поставке требуемого ГВК на основе серийного оборудования известной шотландской фирмы.
В состав этого комплекса, рассчитанного на посменную работу 12 профессиональных водолазов и (в случае необходимости) способного разместить до 60 спасенных подводников (для декомпрессии и реабилитации), входит, как уже сказано, водолазный колокол и телеуправляемый подводный аппарат "Пантера Плюс". Они и проходили в эти дни испытания практическими спусками в Атлантике.
Сначала было произведено пробное погружение водолазного колокола на рабочую глубину 450 метров. Затем, строго по программе, отправили на километровую глубину необитаемый аппарат "Пантера Плюс". Такие устройства, поставленные компанией "Тетис ПРО", уже есть на вооружении поисковых и аварийно-спасательных служб ВМФ России и способны работать на глубинах до 1000 метров. Они оснащены двумя гидравлическими манипуляторами, на которые можно установить дополнительное оборудование - тросорезы, циркулярную пилу и гидромонитор для размытия грунта. Благодаря мощным движителям "Пантера Плюс" имеет высокие показатели управляемости и может служить платформой для размещения поисково-спасательного оборудования и инструментов, что важно при оказании помощи аварийной подводной лодке.
Подводя итоги промежуточных тестов, представители ВМФ напомнили, что на вторую половину сентября намечен основной этап испытаний ГВК-450 - уже с участием 12 водолазов ВМФ России, которые прошли спецподготовку в учебном центре на территории Австралии.