Замминистра обороны, курирующий закупки вооружений, Юрий Борисов вчера рассказал, что условия контракта подразумевают поставку машин в течение 2016-2017 годов. Но останавливать сотрудничество на поставке восьми истребителей военные с корпорацией "Иркут" ни в коем случае не намерены. До конца текущего года Минобороны РФ рассчитывает продлить "большой" контракт с заводом. "У нас заканчивается серийный контракт, и мы прорабатываем новый трехгодичный контракт. Он примерно на 20-25 самолетов марки Су-30СМ ежегодно", - пояснил замминистра Юрий Борисов, добавив, что документ будет подписан, когда будут определены параметры бюджета на 2016 год.
По словам гендиректора Иркутского авиационного завода, входящего в корпорацию "Иркут", Александра Вепрева, обязательства по текущему контракту будут исполнены в срок. "Более половины машин, которые предполагается передать военным до конца года, у нас уже находятся в летно-испытательном подразделении", - пояснил он. По действующим контрактам в период с 2011 по 2015 год в войска поступят 60 истребителей Су-30СМ и 55 учебно-боевых Як-130.
Су-30СМ (серийный модернизированный) - это двухместный многоцелевой тяжелый истребитель, созданный на базе Су-27. Самолет разработан "ОКБ Сухого". Он адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания, катапультного кресла и вооружения. Самолет предназначен для управления групповыми действиями истребителей, обеспечения боевых действий других родов авиации, прикрытия наземных войск, а также для разведки и уничтожения наземных и надводных целей.
В целом же ударные самолеты морской авиации, за исключением палубных машин, нужны для перевооружения авиационных частей в тех районах, за оборону которых отвечает флот. В первую очередь в Калининградской области, на Камчатке и в Крыму, куда будут направляться Су-30СМ по мере их поступления.
На днях двумя Су-30СМ пополнился отдельный морской штурмовой авиаполк Черноморского флота в Крыму. Оба самолета уже прибыли на полуостров и готовятся к выполнению полетов. Ранее в Крым уже были поставлены первые три самолета Су-30СМ, а две группы летчиков из состава полка прошли в Ейске обучение для полетов на них.
Новые истребители поэтапно заменят фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации.
В текущем году поступление Су-30СМ на Черноморский флот продолжится. В ближайшее время авиаторы получат еще несколько новых самолетов, что позволит сформировать авиационную эскадрилью.
Кстати, вчера авиационная новинка уже показала себя в полной красе в рамках флотского учения по управлению авиацией и средствами ПВО. Истребители Су-30СМ впервые нанесли удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. Новейшие истребители отработали организацию атаки на корабельную ударную группу условного противника.
Что же касается Яков, то военные намерены приобретать не только 130-е, но и более усовершенствованный вариант, Як-152. Это самолет для первоначального обучения военных летчиков. Два года назад минобороны профинансировало его опытно-конструкторские работы. Генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев, в свою очередь, сообщил, что испытания первого самолета Як-152 запланированы на первый квартал 2016 года. Всего военное ведомство рассчитывает закупить для ВВС России около 150 учебно-тренировочных самолетов Як-152.
Вчера также стало известно о том, что Минобороны в текущем году получит 14 самолетов поколения "4++" Су-35С и пять самолетов Су-30М2. Эти машины военным поставит авиационный завод имени Гагарина, расположенный в Комсомольске-на- Амуре.
Поставку также анонсировал замминистра обороны Юрий Борисов, посетивший в понедельник предприятие. Юрий Борисов побывал на летно-испытательной станции завода, где тестируют истребитель пятого поколения Т-50, и напомнил о планах Минобороны по закупкам этого самолета. Замминистра также осмотрел производственные цеха самолетов Т-50, Су-35С, Су-30М2, Су-27СМ3, гражданских SSJ-100 "Сухой Суперджет", новую камеру нанесения радиопрозрачных покрытий для Т-50, а также строящиеся цеха гальванообработки и обработки алюминиевых сплавов.
"Мы минимум два раза в год приезжаем в Комсомольск-на-Амуре. Сначала смотрим, как размещается гособоронзаказ, а под конец года смотрим его завершение", - рассказал Юрий Борисов, уточнив, что никаких опасений в плане выполнения гособоронзаказа заводом сейчас нет.