Те, кто следил за ситуацией весной, предполагал, что она может измениться в худшую сторону. Для пессимистичного прогноза были основания. Еще в начале года ОАО "Аэрофлот" уведомил основного грузового оператора ОАО "Шереметьево-Карго" о прекращении сотрудничества с 29 августа 2015 года. О причинах не говорилось, но речь шла об объявлении открытого запроса предложений на оказание услуг по обработке грузов на международных и внутренних рейсах "Аэрофлота" в аэропорту Шереметьево.
В "Шереметьево-Карго" приняли решение участвовать в конкурсе. Компанию связывало с "Аэрофлотом" долгосрочное сотрудничество. И это было логично - лидер воздушного транспорта России делал ставку на сильных игроков. "Шереметьево-Карго" в их числе. Но "Аэрофлот" по итогам открытого запроса склонился к сотрудничеству с компанией "Москва Карго". По информации с официального сайта компании она позиционирует себя как ведущее предприятие в области наземной обработки грузов и почтовых отправлений в Московском авиационном узле.
Но, увы, пишут журналисты, начались проблемы, причем непосредственно в конце августа. На одном из форумов специализированного таможенного сайта ситуация с грузами в Шереметьево обсуждалась с подробностями. Если верить его авторам, то время обработки грузов растягивается на несколько суток. Сначала обрабатывается транзит - по нему убытки больше и его стараются отправлять по маршруту максимально срочно. Все, что связано с пунктом назначения "Москва", по остаточному принципу. Прибывающий груз зачастую складируется под открытым небом, прикрытый полиэтиленовой пленкой на площадках для стоянки самолетов. Грузовые ангары забиты.
Откликнулись и центральные информагентства, рассказав о "зависших" сотнях тонн груза - и животные в клетках, и дорогостоящее оборудование, и даже "груз 200".
Однако на официальном сайте "Москва Карго" никакой тревожной информации. О причинах ЧП ни слова. Лишь предположение, что для нормализации ситуации понадобится 7 (!) суток. Да еще ссылка на некого "предыдущего оператора", который якобы "передал накопленный и необработанный груз в объеме 120 тонн, что привело к созданию сбойной ситуации..." Получается, что в нынешних проблемах компании виноват кто-то другой?
Авиаперевозчики оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию - "целесообразность" предписанного конкурсной комиссией сотрудничества с компанией "Москва Карго", похоже, перестала вдохновлять. Как видно из графика загрузки рейсов авиакомпании "Аэрофлот" по вылету из аэропорта Шереметьево, кривые последних дней падают. Эксперты предполагают, что отрицательная тенденция сохранится, так как в одночасье исправить ситуацию не получится. Специфика аэропортовых грузоперевозок предполагает максимальную оперативность. Но пока грузовой оператор не отладит логистику и не ликвидирует завал, он не сможет своевременно обрабатывать поступающие грузы.
Специалисты предполагали вероятность подобного "дебюта" "Москва Карго". И обращали внимание среди прочих и на такой факт: по количеству обслуживаемых рейсов и по объему грузоперевозок компания, выбранная "Аэрофлотом", значительно уступала "Шереметьево-Карго". Логично предположить, что игнорирование элементарных статистических расчетов может обернуться для "Шереметьева" и для авиаперевозчика определенным ударом по имиджу и, возможно, крупными суммами неустойки.
Несколько месяцев назад эксперты задавались вполне определенными вопросами. В частности, сможет ли новый оператор, не обладающий, по сути, ни требуемым опытом, ни технологиями производства, ни необходимой территорией и терминалами, хотя бы остаться на том же уровне качества обработки груза, что и "Шереметьево-Карго"? Какие гарантии эффективной работы получила конкурсная комиссия "Аэрофлота" от победителя конкурса? Из чего исходило руководство аэропорта, подписывая экспертное заключение по выбору наилучшего предложения по оказанию услуг по обработке грузов на рейсах ОАО "Аэрофлот" в аэропорту Шереметьево? И, наконец, какими доводами руководствовались директор департамента наземного обеспечения перевозок И.В. Ивлиев, первый заместитель генерального директора по авиационной безопасности В.Н. Антонов, подписывая экспертное заключение по выбору наилучшего предложения по оказанию услуг по обработке грузов на рейсах ОАО "Аэрофлот" в аэропорту Шереметьево?
Пессимисты в своих прогнозах не ошиблись. А ведь примерно об этом предупреждали, только на предупреждение, высказанное в газетной публикации, никто не отреагировал.
Тем временем на официальном сайте "Шереметьево-Карго" появился отчет по выполнению компанией требований стандарта уровня обслуживания авиакомпании ОАО "Аэрофлот", как доказательство того, что грузооператор добросовестно и оперативно выполняет свои обязательства. Подавляющее количество показателей по доставке грузов выше 98 процентов. В десятки раз ниже допустимых норм показатели неотправки груза по вине компании. За 26 лет работы ОАО "Шереметьево-Карго" создало современную систему обработки грузов, применив на всех этапах высочайший уровень компьютеризации и автоматизации. Достаточно отметить, что каждая партия маркировалась, снабжалась специальными электронными датчиками, позволяющими отслеживать весь его путь.
Да, в последнее время руководство компании вынуждено откладывать внедрение новых логистических разработок. После апрельского решения "Аэрофлота" прервать многолетние партнерские связи на "Шереметьево-Карго" обрушилась дотошная внеплановая налоговая проверка. Будем думать, что это всего лишь случайность. Руководители компании столкнулись с комплексом проблем, решали, как в новых условиях сохранить высококвалифицированные кадры и удержать компанию на плаву. Пока это получается.
Но вернемся к заваленным грузами терминалам и стоянкам аэропорта. В подобной ситуации принято объявлять эмбарго - на неопределенный срок запретить принимать к перевозке грузы и дать шанс грузооператору разобрать "грузовые завалы". Но сможет ли грузооператор в дальнейшем работать стабильно и оперативно? Застрахованы ли перевозчики от возникновения подобных ситуаций в Шереметьево?
Не менее болезненный и другой вопрос: как отразится такой провал в грузоперевозках на показателях работы крупнейшего аэропорта страны и ведущего авиаперевозчика? В том, что они будут, уже нет сомнений! И кто будет отвечать за миллионные убытки, которые могут появиться и у авиаперевозчика?
Видимо, патовая ситуация с обработкой грузоперевозок в Шереметьеве должна заинтересовать и контролирующие органы. Они могли бы исследовать полноту соблюдения авиационных правил РФ, требований таможенного законодательства, санитарных норм и, главное, авиационной безопасности. Интересно также, насколько дотошно в условиях аврала досматриваются грузы, принимаемые к перевозке. И в какой мере соблюдаются нормы трудового законодательства в отношении рядовых работников грузовой компании. Ответы на эти вопросы как раз и лежат в компетенции государственных контролирующих органов.
В июне 2015 года заместитель гендиректора по производству "Москва Карго" Владимир Смирнов на встрече рабочей группы Ассоциации участников логистической цепи в аэропорту Шереметьево говорил о создании наиболее благоприятных условий для качественного обслуживания грузов и привлечении дополнительного грузопотока в аэропорт. Хорошо бы теперь посмотреть на реальность.
Каждые пять минут в Шереметьево приземляется грузовой борт. Времени на ожидание не осталось, а бездействие слишком пагубно.