- Александр Анатольевич, герой "Райских кущ", как это и написано у Вампилова, все время рвется на охоту, а вы страстно увлекаетесь рыбалкой. Есть общее между вами?
Александр Прошкин: Меня к рыбалке с детства приучил великий художник Натан Альтман, друг моего отца. В любую поездку беру с собой рыболовное снаряжение, вообще не мыслю себя без воды. В рыбалке, как и в охоте, есть удивительное растворение в природе, это такой поэтический акт, своего рода медитация. Уходит всё нервное, все конфликты, чувствуешь себя песчинкой в вечной природе. Что касается вампиловского героя Зилова, то он на самом деле к охоте совершенно не приспособлен. Он городской человек, который придумал себе такой фантом освобождения.
- Почему вы перенесли действие в наши дни? Вписывается Виктор Зилов в современные реалии?
Прошкин: Вполне. Автор нашел формулу современного лишнего человека. Во многих картинах, начиная от "Полетов во сне и наяву" до фильма "Географ глобус пропил", есть эта особенная вампиловская интонация, он что-то такое нащупал глубоко ментальное в нашем характере. А если делать фильм про время, когда была написана "Утиная охота", - получится картина про ужасы советской власти. "Райские кущи" я снимал не про власть, это не социальная картина. Она про время. Сейчас эпоха тотального конформизма. Хорошие, плохие, злые, добрые - все ему подвержены, им заражены. Личности в таком социуме нечего делать. Начинается все с попыток приспособиться, встроиться, мимикрировать, а заканчивается саморазрушением.
- Вы участвовали в особенном конкурсе - арктического кино. Вас это не удивило?
Прошкин: Наверное, тем, что "Райские кущи" попали в этот конкурс и победили, я обязан великому драматургу Александру Вампилову. Он был северный человек, наполовину бурят, родом из Иркутска. И мне очень радостно, что я теперь арктический режиссер. К сожалению, регионы поюжнее, можно сказать, меня игнорируют - а здесь приняли очень тепло. Якутия вообще особенный край, регион явно на подъеме. Природа невероятная, люди очень симпатичные, доброжелательные, здесь энергетика разлита во всем. Неудивительно, что тут расцветает национальный кинематограф, а зрители ценят свое якутское кино…
Деньги решают не все
… В параллельном конкурсе тюрко-монгольского кино победила якутская картина "Бог Дьясегей". 40-летний режиссер Сергей Потапов хорошо известен театралам, ставит спектакли не только в знаменитом Саха-театре, но и во Франции, и в Америке. Он обладатель "Золотой маски" за "Макбета" Эжена Ионеско.
Десять лет назад Сергей начал ежегодно снимать малобюджетные фильмы и достиг уже больших высот. Его новая картина "Бог Дьясегей" ("Бог лошадей") удивительно органично соединяет кино игровое и документальное, совершенно в актуальном тренде мирового кино, о чем свидетельствует и крупнейший международный кинофестиваль, который в эти дни проходит в Венеции. Без пафоса и напряжения, совершенно естественно в ткань фильма Сергея Потапова вплетаются древние якутские мифы и предания. Что удивительно - съемочный процесс уложился в два дня. На монтаж и озвучание ушел почти год. Четыре оператора под руководством режиссера снимали многолюдный народный праздник Ысыах.
Молодой табунщик, потерявший на вилюйском тракте своего коня (единственный профессиональный актер в фильме - Павел Ченянов), ходит в толпе, он огорчен пропажей, но не держит ни на кого зла, улыбается людям, готов каждому сделать что-то хорошее, но далеко не каждый готов ответить ему добром. Похоже, никто в праздничной толпе так и не догадался, что к ним на землю ненадолго спустилось божество Дьесегей в образе простого парня с открытым сердцем и щедрой душой.
Фильм снят за более чем скромный бюджет, который московским режиссерам показался бы невероятным. В Якутии не принято плакаться по поводу того, что бюджеты маленькие, денег нет, и вообще все плохо. Здесь делают кино быстро, активно, увлеченно. В этом году находятся в работе почти два десятка новых фильмов, пять уже готовы к выходу в прокат. Средний бюджет - 150 тысяч, бюджет серьезный - 1 миллион. Не долларов - рублей. Как сказал на церемонии закрытия Сергей Потапов, обращаясь к своим коллегам-режиссерам: "У вас есть большая сила. Это не деньги - это свобода".
Обладатели Снежных очков
И действительно: очень часто смелые якутские режиссеры готовы рисковать собственными деньгами и имуществом, вкладываясь в свои фильмы. Они твердо знают, что публика ждет и любит якутское кино.
Для съемок картины "Атын олох" ("Другая жизнь") понадобилось путешествие в Америку, поскольку его персонажи, молодая супружеская пара, выигрывают в лотерею грин-карт и отправляются туда на поиски лучшей жизни. Съемочная группа 32-летнего режиссера Степана Бурнашева в составе трех человек полетела за океан на свой страх и риск - в результате получился актуальный фильм на тему о родовых корнях и привязанности к родной земле. Герои фильма возвращаются в Якутию, а Степан Бурнашев завоевал приз "за честное отражение поисков своего места в жизни".
Но и на государственном уровне Якутия готова поддерживать своих кинематографистов. Молодые режиссеры получают финансирование и реальную возможность показывать свое кино в кинотеатрах. Феномен "якутского кинобума" не выдуман, он существует на самом деле.
Участник конкурса арктического кино режиссер из Екатеринбурга Алексей Федорченко, глядя на красивые лица якутских девушек и колоритных якутских артистов, сказал, что готов снимать их в каждом фильме - настолько они выразительны. Алексей привез в Якутск отмеченное уже множеством фестивальных наград северное фэнтези "Ангелы революции", основанное на реальных фактах Казымского восстания на земле хантов, чем вызвал восторг якутских кинематографистов и зрителей. Их обожгла и зацепила история странного отряда революционных художников во главе с женщиной-комиссаром в кожанке и с револьвером. Одержимые идеей просвещения и переустройства древнего уклада малых народов "ангелы революции" сталкиваются с шаманами и непостижимыми для них тайнами неведомой, устоявшейся жизни - и в результате погибают.
Получая приз за лучшую режиссуру, Алексей Федорченко пожелал организаторам ни в коем случае не менять оригинальную награду в форме снежных очков.
- Этот приз не похож ни на один из призов, полученных мной, - восхитился Алексей. - Он удивительно придуман, в нем множество смыслов, он философски соединяет арктическую горизонталь и тюрко-монгольскую вертикаль. А также напоминает, что у очков одна цель - бороться со слепотой. Фестиваль учит смотреть кино, разбираться в нем, это благородная и важная задача.
Снежные очки - неотъемлемый предмет быта и традиционной культуры Якутии
В краю, где большую часть года царят суровая зима и белоснежный сверкающий снег, специальную защиту для глаз с давних времен делали из древесной коры, кости и меди. Уникальные призы Якутского МКФ, где снежные очки изготовлены из серебра самой высокой пробы с вкраплениями циркониев в форме созвездия Большой медведицы с Полярной звездой - бриллиантом посередине - придумала координатор фестиваля Ирина Энгелис, а воплотил художник-ювелир Айал Сафронов.
Снежными серебряными очками отмечена финская лента на животрепещущую тему столкновения цивилизаций - ей определенно предстоит большое фестивальное будущее. Режиссер Антонина Лапсуй, ненка по национальности, родилась на Ямале, живет в Финляндии. Вместе с мужем Марку Лемускаллио он сделала несколько документальных фильмов. В программе Якутского МКФ, умело собранной Сардааной Савиной, участвовал их первый игровой фильм "Чамо". Его действие происходит в 1860 году. Образованный, воспитанный горный инженер, финн Саймон покупают десятилетнюю девочку Чамо. У него самые лучшие намерения: он собирается приобщить дикого, как ему кажется, ребенка к европейским ценностям, научить правильным манерам и поведению, вырастить цивилизованного человека. А маленькая Чамо считает, что раз ее взяли в дом, значит, когда она подрастет, станет женой белого человека. Но внезапно Саймон женится на своей ровне - и тогда Чамо решается на настоящий бунт.
Серебряные очки за лучшую женскую роль в фильме "Норжимаа" получила кинозвезда китайской Внутренней Монголии, актриса и певица Бадема. Сюжет схож со знаменитой "Кукушкой" Александра Рогожкина. Пастушка Наржимаа во время войны выходила в своей юрте, вылечила и примирила двух раненых солдат из враждующих армий - японского и русского. Фильм уже объехал множество стран и фестивалей, повсюду отмечали выдающуюся игру Бадемы. Ее путь к славе начался в 1990 году с главной роли в фильме Никиты Михалкова "Урга - территория любви". С тех пор Бадема очень любит российских кинематографистов и мечтает еще раз сняться в нашем кино.
Китайско-монгольскую актрису хотел бы со временем видеть в своем фильме Филипп Абрютин, ученик Вадима Абдрашитова, получивший диплом "за смелый арктический дебют" под завлекательным названием "Тайна бухты Роджерс". Полудетективная история расследования таинственной гибели врача на полярной станции в 30-е годы отмечена внятными, подробными, акцентированными актерскими работами и манерой съемки в стиле классического советского кинематографа, но без всякой лакировки советской действительности. Работа интересная, прежде всего, тем, что молодого режиссера волновала тема взаимоотношений между коренным народом и советскими первопроходцами, в ней звучит чукотская и эскимосская речь, а съемки проходили далеко от Москвы - на Чукотке, там, где родился и вырос автор картины.