Режиссер Александр Прошкин получил приз на Якутском кинофестивале

Александр Прошкин на 3-м Якутском международном кинофестивале победил дважды. Ему единственному во время однодневного путешествия на теплоходе по реке Лене к якутскому чуду - Ленским столбам - удалось поймать щуку весом 2,5 кило. А главное - в конкурсе арктического кино жюри под руководством Александра Миндадзе наградило призом "Золотые снежные очки" его новый фильм "Райские кущи", снятый по мотивам пьесы Александра Вампилова "Утиная охота". Победитель ответил на вопросы "РГ"

- Александр Анатольевич, герой "Райских кущ", как это и написано у Вампилова, все время рвется на охоту, а вы страстно увлекаетесь рыбалкой. Есть общее между вами?

Александр Прошкин: Меня к рыбалке с детства приучил великий художник Натан Альтман, друг моего отца. В любую поездку беру с собой рыболовное снаряжение, вообще не мыслю себя без воды. В рыбалке, как и в охоте, есть удивительное растворение в природе, это такой поэтический акт, своего рода медитация. Уходит всё нервное, все конфликты, чувствуешь себя песчинкой в вечной природе. Что касается вампиловского героя Зилова, то он на самом деле к охоте совершенно не приспособлен. Он городской человек, который придумал себе такой фантом освобождения.

- Почему вы перенесли действие в наши дни? Вписывается Виктор Зилов в современные реалии?

Прошкин: Вполне. Автор нашел формулу современного лишнего человека. Во многих картинах, начиная от "Полетов во сне и наяву" до фильма "Географ глобус пропил", есть эта особенная вампиловская интонация, он что-то такое нащупал глубоко ментальное в нашем характере. А если делать фильм про время, когда была написана "Утиная охота", - получится картина про ужасы советской власти. "Райские кущи" я снимал не про власть, это не социальная картина. Она про время. Сейчас эпоха тотального конформизма. Хорошие, плохие, злые, добрые - все ему подвержены, им заражены. Личности в таком социуме нечего делать. Начинается все с попыток приспособиться, встроиться, мимикрировать, а заканчивается саморазрушением.

- Вы участвовали в особенном конкурсе - арктического кино. Вас это не удивило?

Прошкин: Наверное, тем, что "Райские кущи" попали в этот конкурс и победили, я обязан великому драматургу Александру Вампилову. Он был северный человек, наполовину бурят, родом из Иркутска. И мне очень радостно, что я теперь арктический режиссер. К сожалению, регионы поюжнее, можно сказать, меня игнорируют - а здесь приняли очень тепло. Якутия вообще особенный край, регион явно на подъеме. Природа невероятная, люди очень симпатичные, доброжелательные, здесь энергетика разлита во всем. Неудивительно, что тут расцветает национальный кинематограф, а зрители ценят свое якутское кино…

Деньги решают не все

… В параллельном конкурсе тюрко-монгольского кино победила якутская картина "Бог Дьясегей". 40-летний режиссер Сергей Потапов хорошо известен театралам, ставит спектакли не только в знаменитом Саха-театре, но и во Франции, и в Америке. Он обладатель "Золотой маски" за "Макбета" Эжена Ионеско.

Десять лет назад Сергей начал ежегодно снимать малобюджетные фильмы и достиг уже больших высот. Его новая картина "Бог Дьясегей" ("Бог лошадей") удивительно органично соединяет кино игровое и документальное, совершенно в актуальном тренде мирового кино, о чем свидетельствует и крупнейший международный кинофестиваль, который в эти дни проходит в Венеции. Без пафоса и напряжения, совершенно естественно в ткань фильма Сергея Потапова вплетаются древние якутские мифы и предания. Что удивительно - съемочный процесс уложился в два дня. На монтаж и озвучание ушел почти год. Четыре оператора под руководством режиссера снимали многолюдный народный праздник Ысыах.

Молодой табунщик, потерявший на вилюйском тракте своего коня (единственный профессиональный актер в фильме - Павел Ченянов), ходит в толпе, он огорчен пропажей, но не держит ни на кого зла, улыбается людям, готов каждому сделать что-то хорошее, но далеко не каждый готов ответить ему добром. Похоже, никто в праздничной толпе так и не догадался, что к ним на землю ненадолго спустилось божество Дьесегей в образе простого парня с открытым сердцем и щедрой душой.

Фильм снят за более чем скромный бюджет, который московским режиссерам показался бы невероятным. В Якутии не принято плакаться по поводу того, что бюджеты маленькие, денег нет, и вообще все плохо. Здесь делают кино быстро, активно, увлеченно. В этом году находятся в работе почти два десятка новых фильмов, пять уже готовы к выходу в прокат. Средний бюджет - 150 тысяч, бюджет серьезный - 1 миллион. Не долларов - рублей. Как сказал на церемонии закрытия Сергей Потапов, обращаясь к своим коллегам-режиссерам: "У вас есть большая сила. Это не деньги - это свобода".

Обладатели Снежных очков

И действительно: очень часто смелые якутские режиссеры готовы рисковать собственными деньгами и имуществом, вкладываясь в свои фильмы. Они твердо знают, что публика ждет и любит якутское кино.

Для съемок картины "Атын олох" ("Другая жизнь") понадобилось путешествие в Америку, поскольку его персонажи, молодая супружеская пара, выигрывают в лотерею грин-карт и отправляются туда на поиски лучшей жизни. Съемочная группа 32-летнего режиссера Степана Бурнашева в составе трех человек полетела за океан на свой страх и риск - в результате получился актуальный фильм на тему о родовых корнях и привязанности к родной земле. Герои фильма возвращаются в Якутию, а Степан Бурнашев завоевал приз "за честное отражение поисков своего места в жизни".

Но и на государственном уровне Якутия готова поддерживать своих кинематографистов. Молодые режиссеры получают финансирование и реальную возможность показывать свое кино в кинотеатрах. Феномен "якутского кинобума" не выдуман, он существует на самом деле.

Участник конкурса арктического кино режиссер из Екатеринбурга Алексей Федорченко, глядя на красивые лица якутских девушек и колоритных якутских артистов, сказал, что готов снимать их в каждом фильме - настолько они выразительны. Алексей привез в Якутск отмеченное уже множеством фестивальных наград северное фэнтези "Ангелы революции", основанное на реальных фактах Казымского восстания на земле хантов, чем вызвал восторг якутских кинематографистов и зрителей. Их обожгла и зацепила история странного отряда революционных художников во главе с женщиной-комиссаром в кожанке и с револьвером. Одержимые идеей просвещения и переустройства древнего уклада малых народов "ангелы революции" сталкиваются с шаманами и непостижимыми для них тайнами неведомой, устоявшейся жизни - и в результате погибают.

Получая приз за лучшую режиссуру, Алексей Федорченко пожелал организаторам ни в коем случае не менять оригинальную награду в форме снежных очков.

- Этот приз не похож ни на один из призов, полученных мной, - восхитился Алексей. - Он удивительно придуман, в нем множество смыслов, он философски соединяет арктическую горизонталь и тюрко-монгольскую вертикаль. А также напоминает, что у очков одна цель - бороться со слепотой. Фестиваль учит смотреть кино, разбираться в нем, это благородная и важная задача.

Снежные очки - неотъемлемый предмет быта и традиционной культуры Якутии

В краю, где большую часть года царят суровая зима и белоснежный сверкающий снег, специальную защиту для глаз с давних времен делали из древесной коры, кости и меди. Уникальные призы Якутского МКФ, где снежные очки изготовлены из серебра самой высокой пробы с вкраплениями циркониев в форме созвездия Большой медведицы с Полярной звездой - бриллиантом посередине - придумала координатор фестиваля Ирина Энгелис, а воплотил художник-ювелир Айал Сафронов.

Снежными серебряными очками отмечена финская лента на животрепещущую тему столкновения цивилизаций - ей определенно предстоит большое фестивальное будущее. Режиссер Антонина Лапсуй, ненка по национальности, родилась на Ямале, живет в Финляндии. Вместе с мужем Марку Лемускаллио он сделала несколько документальных фильмов. В программе Якутского МКФ, умело собранной Сардааной Савиной, участвовал их первый игровой фильм "Чамо". Его действие происходит в 1860 году. Образованный, воспитанный горный инженер, финн Саймон покупают десятилетнюю девочку Чамо. У него самые лучшие намерения: он собирается приобщить дикого, как ему кажется, ребенка к европейским ценностям, научить правильным манерам и поведению, вырастить цивилизованного человека. А маленькая Чамо считает, что раз ее взяли в дом, значит, когда она подрастет, станет женой белого человека. Но внезапно Саймон женится на своей ровне - и тогда Чамо решается на настоящий бунт.

Серебряные очки за лучшую женскую роль в фильме "Норжимаа" получила кинозвезда китайской Внутренней Монголии, актриса и певица Бадема. Сюжет схож со знаменитой "Кукушкой" Александра Рогожкина. Пастушка Наржимаа во время войны выходила в своей юрте, вылечила и примирила двух раненых солдат из враждующих армий - японского и русского. Фильм уже объехал множество стран и фестивалей, повсюду отмечали выдающуюся игру Бадемы. Ее путь к славе начался в 1990 году с главной роли в фильме Никиты Михалкова "Урга - территория любви". С тех пор Бадема очень любит российских кинематографистов и мечтает еще раз сняться в нашем кино.

Китайско-монгольскую актрису хотел бы со временем видеть в своем фильме Филипп Абрютин, ученик Вадима Абдрашитова, получивший диплом "за смелый арктический дебют" под завлекательным названием "Тайна бухты Роджерс". Полудетективная история расследования таинственной гибели врача на полярной станции в 30-е годы отмечена внятными, подробными, акцентированными актерскими работами и манерой съемки в стиле классического советского кинематографа, но без всякой лакировки советской действительности. Работа интересная, прежде всего, тем, что молодого режиссера волновала тема взаимоотношений между коренным народом и советскими первопроходцами, в ней звучит чукотская и эскимосская речь, а съемки проходили далеко от Москвы - на Чукотке, там, где родился и вырос автор картины.