09.09.2015 00:44
    Поделиться

    Французский фармпроизводитель объяснил решение локализоваться в РФ

    Фармбизнес делает ставку на развитие партнерства
    В июле с.г. французская компания Ipsen и ее российский партнер компания "РОСТА" открыли в Санкт-Петербурге совместное контрактное производство. О том, почему было принято решение локализоваться в России, "РГ" рассказал генеральный исполнительный директор компании Ipsen Марк де Гаридель.

    Г-н де Гаридель, несколько лет назад вы говорили о том, что компания стоит перед выбором: создать в России собственное производство или передать свои технологии российскому партнеру. Почему остановились на втором варианте?

    Марк де Гаридель: Россия является очень важным рынком для нашей компании. И мы разделяем стремление государства привлечь как можно больше инвестиций на территорию РФ. У нас был выбор: либо прямое инвестирование в строительство производства, либо партнерство. Мы предпочли партнерство, поскольку такова стратегия нашей компании - во многих странах у нас есть партнерские отношения с локальной производственной компанией.

    А как был выбран партнер с российской стороны?

    Марк де Гаридель: Мы уже сотрудничали с компанией "РОСТА" и были в хорошем смысле потрясены качеством ее работы, стремлением предоставлять потребителям хорошие препараты. Именно поэтому мы и выбрали ее в качестве партнера и намерены развивать проект в сторону углубления локализации, создания полного цикла производства.

    Какие еще планы связаны у компании с Россией?

    Марк де Гаридель: Мы хотели бы подумать о производстве лекарств для специализированной помощи в онкологии, неврологии и эндокринологии, потому что наша компания много инвестирует в НИОКР именно в этих областях. Но это задача очень сложная - подобные препараты чаще всего инъекционные, их производство требует особых навыков, особой стерильности и т.д. Мы надеемся, что постепенно Россия освоит технологии их производства. Особо подчеркну важность защиты прав на интеллектуальную собственность. Мы бы не хотели, чтобы при передаче технологий создавалась благоприятная среда для тех, кто занимается простым копированием, а не инновациями.

    Инновационные разработки требуют больших инвестиций в науку. Есть ли у вашей компании планы по сотрудничеству с учеными России?

    Марк де Гаридель: Ipsen позиционирует себя, как компания, создающая высокоэффективные лекарства для лечения тяжелых заболеваний, например, для нейроэндокринных опухолей. Мы надеемся, что сможем стать мировым лидером в этой нише - у нас есть диагностический препарат для выявления данных образований, есть препараты прямого действия для их лечения, и мы планируем производить препараты второй линии для тех пациентов, у которых болезнь будет прогрессировать. Конечно, мы открыты для сотрудничества в научной сфере. Если мы найдем в России ученых, которым эта работа интересна, мы будем счастливы с ними работать.

    Для успешного развития фарминдустрии необходимо партнерство государства и бизнеса. Какие возможности для этого вы видите в России?

    Марк де Гаридель: Есть несколько ключевых факторов, благодаря которым любое производство, в том числе и фармацевтическое, может хорошо развиваться в России. В основе всего - защита интеллектуальной собственности. Второй фактор - принятие международных стандартов регулирования, и Россия идет в этом направлении. Третий немаловажный фактор - доступность препаратов для пациентов. Сейчас в Европе пациенты активно взаимодействуют с государством, чтобы получить доступ к жизненно необходимым для них лекарствам. Действительно, нужно проявлять креативный подход, чтобы соблюсти баланс между интересами пациентов, сбалансированностью бюджета и тем, чтобы производители лекарств получали за свою продукцию положенную компенсацию.

    Чтобы повысить доступность лекарств, особенно дорогостоящих, предлагаются различные идеи вроде параллельного импорта или принудительного лицензирования и т.п. Как к ним относятся в профессиональном сообществе в Европе?

    Марк де Гаридель: Безусловно, мы приветствуем свободное перемещение товаров и услуг. Но параллельный импорт в Европе не имеет большого успеха, потому что ведет лишь к перераспределению прибыли от производителей препаратов к фирмам-посредникам. Кроме того, этот режим создает массу сложностей для производителя. Если продукция предусмотрена для какой-то конкретной страны, но большая ее часть реализуется на территории другого государства, существует опасность нехватки лекарств в первой стране. Такие случаи уже бывали. Мне кажется, что существуют более разумные способы экономить средства государственного бюджета. В большинстве стран 50% расходов на здравоохранение идет на содержание больниц. И здесь есть возможность для экономии. Например, лечить меньше пациентов в стационаре и больше - на дому, поскольку новые лекарства это позволяют. Современные препараты также позволяют исключить проведение некоторых хирургических операций и т.д.

    Какие условия нужны для привлечения инвестиций в российскую фарминдустрию?

    Марк де Гаридель: Очень важное условие - прозрачность принятия решений. Важно также не слишком часто менять условия игры. Это касается как области правового регулирования, налогов, так и других элементов, которые могут влиять на развитие бизнеса. Индустрия здравоохранения подразумевает долгосрочные вложения, то есть инвестиции сегодня принесут видимый результат только через 10-15 лет. При этом если правила игры все время меняются, то объем инвестиций будет сокращаться.

    Какие инструменты позволяют обеспечить качество и эффективность лекарств?

    Марк де Гаридель: Нужно очень много и постоянно учиться и обучать специалистов. Технологии быстро меняются в зависимости от того, что вы производите - таблетку, капсулу или биологические препараты на основе живых клеток. Стремление российских регуляторов повышать эффективность контроля за качеством обращаемых лекарственных препаратов и внедрять требования к качеству в соответствии с международными стандартами - это очень правильное направление.

    позиция

    Давид Паникашвили, президент фармацевтической группы "РОСТА"

    Мы уже более 20 лет на рынке, у нас около 500 партнеров в дистрибуции и рознице. В части производства мы также сотрудничаем с 7-8 компаниями. В компании Ipsen нам импонирует то, что и в мире, и в России она сфокусирована на таких серьезных секторах, как онкология, неврология, эндокринология. И делает это качественно и, я бы сказал, красиво. Мы тоже планируем расширять свой бизнес, в том числе и в области R&D - подписано соглашение с Санкт-Петербургской химфармакадемией по поиску и внедрению новых молекул. Большие надежды мы связываем с внедрением лекарственного возмещения. Уверен: как только это произойдет, появятся и новые перспективные лекарства. В нашей стране много возможностей, много талантливых и умных людей, появилось современное оборудование - поиск новых молекул будет идти быстрее.

    Поделиться