В столице Киргизии восстанавливают дома, сгоревшие в ходе спецоперации

К возводящимся стенам своих будущих домов местные жители ходят как на работу. Люди с замиранием сердца гадают - успеет ли МЧС выполнить обещание сдать в эксплуатацию отстроенные заново жилища уже к 25 сентября. Хотя поводов для тревоги пока нет: строительство началось первого августа, и на сегодняшний день уже заканчивают крыть кровли двух новых домов.

В соседних дворах, менее пострадавших от пожара, также восстановлены хозпостройки, отремонтированы обгоревшие части домов. Однако их хозяева подняли в начале недели шум в прессе, заявив, что прокуратура якобы тормозит процесс финансирования стройки, заморозив счета. На что сразу же последовала бурная реакция правительства: вице-премьер-министр по силовому блоку Абдырахман Маматалиев заявил, что работы идут по плану, поводов для беспокойства нет. Что же все-таки насторожило местных жителей? Выяснить это можно только одним способом - побывать на стройке вместе с погорельцами.

- Мы приезжаем сюда каждый день. И ни разу не видели, чтобы рабочие отсутствовали. Поэтому лично мне не совсем понятно, почему соседка сделала такое заявление в прессе. Тем более, что говорила она не о своем доме, а о наших. Прочитав эту новость, мы испугались, побежали в МЧС, но там заверили, что все идет по плану, никаких задержек сроков сдачи не предвидится, - рассказывает владелица одного из домов Алена Власова, стараясь перекричать работающую болгарку, режущую листы металлочерепицы. Строители уже приступили к монтажу крыши и в ближайшие два дня планируют закончить. Рабочие приветливо здороваются с хозяйкой и делятся новостями: уже заказали пластиковые окна, скоро привезут. Дежурно заверяют - не бойтесь, успеем!

Алена признается, что особо за строительство дома не переживает, поскольку видит, что работа не останавливается даже в непогоду. Гораздо больше тревожат сейчас ее и других погорельцев проблемы с восстановлением утраченного имущества. Этим людям приходится доказывать право на его компенсацию. Процедура малоприятная и больше похожа на выпрашивание милостыни. Пострадавшие даже с большой натяжкой не могут поставить "слабую четверку" работе комиссии, специально созданной после ЧП для возмещения причиненного людям материального вреда. По словам Алены, погорельцы больше месяца не знали, кто в этой комиссии состоит и, главное, каким образом она намерена оценивать их убытки.

- Мы с соседями до последнего ждали, когда же придут специалисты, составят акты для каждого дома - у кого что сгорело, - рассказывает Алена. - Ведь на пепелище можно было различить корпуса бытовой техники, мебели. Но представители комиссии так и не прибыли, поэтому сотрудники МП "Тазалык" вывезли все на свалку - нужно было срочно расчищать площадку под строительство. Позже мы выяснили, что комиссия взяла у пожарных дефектный акт, где отражен общий, весьма приблизительный материальный ущерб. В результате мы теперь сами составляем списки и по крупицам собираем доказательства того, что в этом углу у нас стояла стиралка, а там - телевизор. Приходится просить журналистов, побывавших у нас в те дни предоставить фото- и видеосъемку. Надо сказать, это весьма унизительно и затратно по времени. Когда мне по инстанциям бегать? У меня старший ребенок в школу пошел, младшего вынуждена оставлять у родственников, чтобы иметь возможность выйти на работу. Сейчас ведь столько всего купить нужно! Посмотрите, все сгорело.

Алена показывает фотографии с пепелища: - Вот телевизор, микроволновка, холодильник... Вот игрушка Димкина - огромный медведь, который ездил на велосипеде и пел песни. Ничего не осталось! Наши дети все оставшееся лето провели на пепелище, играя с гильзами от патронов, пока мы с мужем во дворе разгребали завалы. Знаете, мальчишки набивали отстрелянными патронами пластиковые бутылки и делали себе погремушки.

Страшные фото возвращают женщину в тот день - 16 июля. Они с мужем и сыновьями уехали в гости. Спустя несколько часов позвонили брату, живущему в соседнем доме, и сказали, что скоро вернутся. "Можете не возвращаться. Дома больше нет", - ответил тот. Алена подумала, что это глупая шутка. Но мужчина сказал: "Зайди в Интернет, почитай новости".

Через несколько часов Алену с семьей пропустили к дому. Он догорал. Дети брата, не осознавая до конца, что произошло, рассказывали о своих впечатлениях: "В калитку постучали, мы открыли. Во двор вбежали пятеро мужчин, велели нам зайти и спрятаться в доме, потому что они будут ловить бандитов. Мы спрятались, но щенок выскочил во двор, мы бросились его догонять, а в это время стали стрелять. Мы тогда к папе побежали, он у соседей свет чинил", - перебивая друг друга, щебетали ребятишки. А их отец стоял белый как стена, представляя, что бы случилось с детьми, если бы они не решили догнать собаку.

- Сейчас делаем то, что должна была сделать комиссия. По крупицам собираем сведения, составляем перечень утраченного. Ходим в мэрию с этими бумажками, надеясь, что нам все-таки возместят ущерб, ведь с двумя маленькими детьми нельзя жить в доме, где, кроме стен и потолка, ничего нет, - закругляет разговор Алена, ей вместе с братом нужно успеть еще в несколько инстанций. Этим людям волею судьбы пришлось освоить сложные навыки "выбивания" у государства помощи, положенной им по закону.

Кстати

Урок оперативной, действенной помощи преподали чиновникам простые граждане. Узнав о бедственном положении погорельцев, люди самоорганизовались и начали оказывать пострадавшим помощь. На популярном интернет-форуме, в разделе "благотворительность", была создана координационная тема, в которой опубликовали координаты нуждающихся, список предметов первой необходимости, а также размещали отчеты о собранной и переданной помощи. Также был открыт единый номер электронного кошелька ЭЛСОМ (0558875757), который действует и по сей день. Переведенные на него средства будут разделены между всеми пострадавшими.

Справка "РГ"

16 июля в Бишкеке прошла спецоперация по ликвидации террористов. Позже стало известно, что они были членами международной террористической организации ИГИЛ. Силовики уничтожили четверых преступников, еще семерых задержали. По информации спецслужб, террористы хотели совершить акции на площади во время проведения айт-намаза 17 июля и на российской авиабазе в Канте. Жертв среди мирного населения нет, однако в результате перестрелки начался пожар, полностью выгорели три дома, еще столько же пострадали частично. Правительство КР помогает погорельцам восстановить ущерб.

Компетентно

Абдырахман Маматалиев, вице-премьер-министр КР по безопасности, правопорядку и вопросам границ:

- Строительство домов для пострадавших не приостанавливалось ни на один день. После сообщения в прессе о том, что возникли проблемы с финансированием, мы с представителями МЧС выехали на место и еще раз убедились, что работа идет по графику. Нас заверили, что объекты сдадут раньше двухмесячного срока, который заканчивается 25 сентября, чтобы люди могли вселиться и обжиться до наступления холодов. Что же касается особняка, в котором были обезврежены террористы, то сейчас там, конечно, никаких восстановительных работ не ведется, поскольку следствие по делу не закончено.