Через год наша семья лишилась кормильца (онкология). Еще через год дочь потеряла работу - сокращение. Первые полгода после потери работы она еще с трудом погашала ежемесячные взносы. За это время цены на лекарства, продукты, ЖКХ росли, как на дрожжах. В квитанциях появилась новая строка - капремонт. Банки тоже время даром не теряли, накручивая проценты за не вовремя выплаченный взнос. Поэтому долг с 10 тысяч на сегодня у нас вырос до 200 тысяч рублей.
Советское время с 2% от общей суммы кредита, да с ежемесячным вычетом из зарплаты работающего через бухгалтерию, нам уже никогда не вернуть! Но ведь как-то надо образумить банки. Наша жизнь превратилась в кошмар. Бесконечные угрозы по телефону. Оскорбления, такие, что не могу передать. Выключают свет. Сломали замок входной двери, не подозревая, что в квартире в это время находилась неходячая старуха, инвалид I группы, которая не могла встать, открыть дверь, поговорить с этими людьми, успокоить их. Никаких слов в наше оправдание персонал банка слышать не хочет. Процент на оставшийся долг не снижают. Последней каплей, заставившей меня взяться за письмо, стала угроза в адрес моей дочери: "Женщина, лучше заплати! Иначе мы и тебя инвалидом сделаем".
Лежу, слушаю, как они в дверь мне колотят, и, поборов стук сердца, повторяю молитву - псалом 57: "Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха, и затыкающий уши свои, иже не услышат гласа обавающих, обаваем обавается от премудра". Значение слов - "обавающих, обаваем обавается от премудра" мне, Мария, пока не понятно. Но я, уже 19 лет как не ходящая даже по квартире, лежу и все равно молюсь. И думаю про выбивающих нам дверь людей: кто же работает в этих банках? Где они росли? Где учились? Жестокие! Злые!".
Елена Матвеевна, 76 лет, инвалид I группы, г. Воронеж
Здравствуйте, дорогая Елена Матвеевна. Каюсь, объяснить, что означают непонятые Вами слова из 57-го псалма, гораздо легче, чем урезонить озверевших людей, пользующихся чужим бедственным положением. Но написать про грех ростовщичества, грех, поразивший в конце XIX - начале XX веков наших соотечественников, грех, который медленно выпивает душу из тех, кто по наивности или неосмотрительности сунул голову в петлю заимодавца, но - главное и всеми забываемое! - про грех, в первую очередь убивающий души тех, кто дает деньги под проценты, написать про этот действительно убийственный грех я просто обязана.
Итак, начнем с 57-го псалма. Елена Матвеевна, смутившие Вас слова происходят от глагола "баить", то есть говорить, заговаривать. Родственное им - "обаивать, обаять", что близко по смыслу к "заговаривать, заклинать". И стих "Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваем обавается от премудра" по-русски можно перевести следующим образом: "Ярость у них - как у змеи, как у глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях". То есть люди, о которых говорит царь Давид - автор этой молитвы, сами возгревают свою ярость, и, подобно не имеющему ушей аспиду - змею, они не слушают и не слышат голоса увещевающих их. Опаснейшее состояние души. Погибельное.
Елена Матвеевна, о таком самоубийственном душевном состоянии людей, получающих своеобразное удовлетворение от того, что они издеваются над теми, кто попал им под власть, мы еще поговорим. Равно как и о том, почему и сами ростовщики, и те, кому они поручают выбивать так называемые долги, всегда плохо заканчивают. Но пока про 57-й псалом.
Эта молитва была написана царем Давидом три тысячи лет назад, в минуту отчаяния. Силы гонителей Давида превосходили его собственные. Судилище, которое учинили враги над ним, было неправедным, справедливость была попрана и, казалось, ничто не сможет Давиду помочь. Изменить своих обидчиков царь Давид не мог, он называет их людьми, возлюбившими зло от рождения. Но, находясь в безвыходной ситуации, Давид полагается на милосердие Божье. И вслед за царем Давидом, вот уже три тысячелетия, верующие - причем не только православные! - читают эту молитву в минуту опасности. Когда их несправедливо преследуют и ищут погибели.
Теперь о ростовщичестве, то есть предоставлении денег в долг под процент. В русском языке было точное название этому явлению - лихоимство. А самого ростовщичества, кстати, очень долго не существовало: народ осознавал, насколько постыдно пользоваться чужой бедой и нуждой. И видел примеры, какая жуткая участь ждала лихоимцев. В чем тут дело? Ведь давая деньги в рост (кредит по-нашему), ростовщик богатеет? Да, но только ценой убийства своей души. Лишая себя будущей жизни.
У нас есть Евангельская притча, в которой Христос уподобил Царствие Небесное и Свой суд над людьми с царем, "который захотел сосчитаться с рабами своими". Когда царь начал выяснять, кто и сколько ему должен, привели к нему человека, который задолжал ему десять тысяч талантов, к примеру, двадцать миллионов на наши деньги. И так как этот человек не имел чем заплатить, то государь, чтобы вернуть себе свое, приказал продать и должника, и его жену, и его детей, и все, что неплательщик имел. Услышав это, должник взмолился: "Государь! Потерпи! И я все тебе заплачу". Царь смилостивился и отпустил должника, простив ему его долг. Человек же этот, выйдя вон, увидел в толпе одного из своих товарищей, который должен был ему сто динариев - то есть не больше двадцати рублей - "и, схватив его, душил, говоря: "Отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к его ногам и умолял: "Потерпи! И я все верну". Но тот, кто еще недавно был прощен царем, не захотел ждать, а взял и посадил своего товарища-неплательщика в темницу - пока не отдаст долг.
Видевшие эту сцену, возмутились и рассказали все царю. Тогда государь призвал своего должника и сказал: "Злой раб! Весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, царь отдал должника истязателям, пока тот не вернет ему всего долга. "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, - заключил Иисус Свою речь, - если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".
Жестокосердие и злоба - тяжелый недуг души. Болезнь, сопровождающая не только ростовщичество, но ростовщичество в обязательном порядке. Дающий деньги в рост или уже тяжко болен и, по слову святых, является только видимостью человека, а на деле это ходячий мертвец с мертвенной душой, либо это еще живой человек, в угоду времени и своей жажде наживы умерщвляющий себя сам - затыкая уши, глаза, убивая свою совесть. Только чтобы не думать о том, что свое благополучие он строит на странном фундаменте - чужих слезах.
Продолжение следует.
Псалом 57. "Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле. С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях. Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные. Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины. Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь. Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"