Кому выгодно объединение Симферополя и Симферопольского района

Глава Крыма Сергей Аксенов распорядился создать рабочую группу по внедрению пилотного проекта, в рамках которого планируется объединить два крупнейших муниципалитета полуострова - город Симферополь и Симферопольский район. Каковы потенциальные плюсы и минусы такого административного решения - выяснил корреспондент "РГ".

20 лет до миллиона

До 20 сентября рабочая группа из представителей 16 министерств во главе с первым вице-премьером Михаилом Шереметом проанализирует потенциальные риски и дивиденды такого шага.

Идея создания в центре Крыма крупного мегаполиса настойчиво звучит с начала нынешнего года. Еще весной спикер Госсовета республики Владимир Константинов заявил, что в перспективе Симферополь должен стать городом-миллионником и готовиться к этому нужно уже сейчас. Немного погодя главный архитектор крымской столицы Эрнст Мавлютов конкретизировал эту мысль, впервые выдвинув идею экономической агломерации в центре полуострова.

- Можно будет говорить о миллионнике, когда Симферополь начнет расти вместе с Симферопольским, Белогорским, Сакским и Бахчисарайским районами, - рассказал "РГ" Мавлютов. - Центральная часть полуострова, скорее всего, будет развиваться как единая экономическая агломерация. Это очень интересная тема. Документация, которую мы разрабатываем, рассчитана на перспективу - до 2035 года. Возможно, к этому времени миллионник в центре Крыма и появится.

И вот теперь идея экономической агломерации, правда, пока в масштабе Симферополя и одноименного района, начинает обретать реальные очертания. Если слияние состоится, каждый пятый крымчанин будет жить в административной единице, названия которой еще нет. Что же это даст каждому жителю в отдельности и всем вместе?

Очевидное-вероятное

Для Симферополя определенные выгоды такого альянса очевидны. Год назад специалисты института КрымНИИпроект по заказу столичного горсовета провели исследование и пришли к выводу, что у города остался 20-процентный запас прочности. Иными словами, еще примерно пятая часть земель Симферополя пригодна для застройки. Освоив их, город сможет расти только вверх или за счет земель прилегающих сельских районов.

Но и существующий резерв возможно осваивать лишь при достаточно больших капитальных вложениях, необходимых для сноса ветхих строений, строительства социального жилья и так далее. А в пригородах Симферополя даже сейчас есть большие свободные площади, пригодные для возведения целых микрорайонов. Кроме того, общая тенденция выноса за город промышленных объектов диктует муниципальным властям правильный вектор развития.

Самые крупные инвестпроекты уже реализуются в Симферопольском районе. Здесь строятся ТЭС мощностью 470 мегаватт, аэровокзальный комплекс, фармацевтический завод в Дубках, республиканский медицинский центр, кластер по переработке коммунальных отходов и другие объекты. В рамках одного муниципального образования будет проще решать вопросы стратегического планирования. Наконец, городу слияние с районом выгодно еще и потому, что он явно будет доминировать в этом альянсе.

Союз бедных

Преимущества возможного объединения со столицей для Симферопольского района не столь очевидны. Многие жители близлежащих сел и сейчас ездят на работу в город. Однако бюджет района ощутимых преференций от этого не получает. Скорее наоборот.

- Наши жители и так работают в столице и там платят налоги, оставляя нам коммунальные и социальные проблемы, - говорит глава районной администрации Ирина Бойко.

Этот перекос, считают эксперты, хотя бы частично могла устранить предполагаемая реформа. В рамках одного муниципального образования город и район получат возможность выровнять баланс по некоторым параметрам.

- Земли, которые могут попасть в полосу развития Симферополя, зачастую используются не по назначению, - рассказал "РГ" политолог Александр Форманчук. - Там есть захваченные участки, используются какие-то теневые схемы. Район заинтересован в том, чтобы в альянсе с городом решить собственные земельные проблемы - передать столице КФО неэффективно используемые участки и населенные пункты, которые войдут в городскую черту. Таким образом район снимет с себя часть нынешней социальной нагрузки, которую несет, быть может, неоправданно.

Кстати, отмечает эксперт, административные границы Симферопольского района менялись уже не раз.

- По картам советского периода видно, что Симферопольский район не раз менял свои контуры на границах с Бахчисарайским и Сакским районами, - говорит Форманчук. - Некоторые населенные пункты переходили туда и обратно, и ничего страшного не произошло. Решение проблем района в тесной связи с городом как столицей, на мой взгляд, наиболее рационально.

Но преимущества объединения двух муниципальных округов очевидны не всем. Другие эксперты осторожнее оценивают необходимость и выгоды слияния.

- Я пока не вижу плюсов для района, - рассказал "РГ" председатель Симферопольского районного совета Михаил Макеев. - Если бы город был экономически самодостаточным, он мог бы в таком альянсе вкладывать средства в развитие сельской территории и получать отдачу. Но Симферополь такой же дотационный регион, как и Симферопольский район. Плюсов от объединения двух дотационных регионов не вижу: от союза двух бедных богаче ни один не станет.

Сейчас на 39 миллионов рублей собственных доходов Симферопольского района приходится 500 миллионов рублей дотаций из федерального бюджета. Слияние повлечет за собой неизбежную смену всей документации, что вызовет дополнительные незапланированные расходы. Но это разовые траты. А вот тарифы на услуги ЖКХ, которые в сельской местности ниже, чем в городе, в рамках одного муниципалитета могут оказаться неподъемными для селян.

- Мы выполняем распоряжение главы республики и изучаем все нюансы и последствия такого шага, - говорит Михаил Макеев. - Надо все считать с точки зрения экономики, и важно, чтобы главы сельских поселений высказались по этому поводу. Будут рациональные предложения - значит, надо воплощать идею в жизнь. То, что город нуждается в расширении, понятно, и его действительно надо расширять. Хотя в рамках экономической агломерации нам ничто не мешает реализовывать совместные проекты. Делать выводы пока преждевременно, решающее слово остается за главой республики.

Не торопиться с выводами призывают и экономисты. Если уж речь зашла о перекройке административной карты полуострова, то почему это делать избирательно, а не в масштабах всего Крыма?

- С точки зрения экономики, такой шаг требует тщательной проработки и обоснования, - прокомментировал инициативу доктор экономических наук, профессор Виктор Реутов. - Административной реформы требует весь Крым, а не только Симферополь и окружающий его район. И принимать решение лишь относительно одной части республики, наверное, преждевременно. Крымские ученые уже подавали свои предложения касательно административной реформы полуострова в правительство республики. Если и принимать такое решение, то в масштабах всего Крыма, анализируя нынешнее административно-территориальное устройство республики.

Прямая речь

Виктор Агеев, глава Симферополя - председатель Симферопольского городского совета:

- Симферополю давно тесно в его нынешних границах. Столица Крыма остро нуждается в крупных инфраструктурных объектах - современном выставочном комплексе, спортивных сооружениях, отелях, удобных транспортных развязках, новых предприятиях и рабочих местах. Расположенным в городе федеральным службам нужны административные здания и ведомственное жилье, а вслед за ними школы и детские сады, которых катастрофически не хватает. Несмотря на позитивную демографическую динамику последних лет, даже такой житейский вопрос, как захоронение умерших, стал для нас проблемным - территории кладбища тоже недостаточно. В 2014 году мы разрабатывали проект расширения городской территории за счет земель Симферопольского района. Но глава республики Сергей Аксенов смотрит дальше: чтобы столица Крыма имела долгосрочный глобальный проект развития. Надеюсь, плюсов в таком решении будет больше, чем минусов.